Приложение № ____ К приказу МБОУ СОШ №71 от _____ №_____ «Об утверждении образовательных программ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОРБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71» Городского округа «Город Лесной» Свердловская область Рассмотрено: Педагогический совет протокол № ___ от _______ УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №71 _________ Приходько И.А. утверждено приказом МБОУ СОШ №71 от ________ №______ Дополнительная образовательная программа « Алгоритмика» для обучающихся 5,6 классов Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год Составитель: Сметанина Галина Викторовна, учитель математики 1 квалификационной категории Город Лесной 2021 Пояснительная записка Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов. Программа составлена на принципе системного подхода изучению математики. Она включает ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции: - создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся. - восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений. Курс предназначен для повторения знаний, умений и по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации. Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа. Цели и задачи программы Цели : - расширить и углубить теоретические и практические знания по математике, овладеть языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин - Развить логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное воображение, математическое мышление, интуицию, творческие способности, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности; -воспитать средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно- технического прогресса. - актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Учащиеся овладеют техникой работы с тестовыми заданиями, а также научатся применить полученные знания при подготовке к олимпиадам. Задачи: -активизировать познавательную деятельность учащихся; -расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения; - формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование; - привить учащимся основы экономической грамотности; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся; -помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Ученики получат возможность научиться: • самостоятельной работе со справочной литературой; • составлению алгоритмов решения текстовых задач; • умению решения различных уравнений и неравенств с параметрами; а также их систем; Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов, самооценке и взаимооценке. Итоговый контроль - 2 диагностические работы в форме тестов, заданий с кратким и развёрнутым ответом. Формы организации учебных занятий. Данный курс предназначен для учащихся 5 и 6 классов и рассчитан на 35 занятий по 90 минут каждое в 5кл. и 35 занятий по90 минут каждое в 6 классе . Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются задачи повышенного уровня сложности. Структура программы состоит из двух блоков: теоретического и практического. Содержание курса из 5 тематических модулей в 5кассе и из 5 тематических модулей в 6 классе Основное содержание предполагает повышенный уровень сложности: Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела, темы Магические квадраты Задачи на чётность и нечётность Всего 7 Теория 2 Практика 5 Формы аттестации/ контроль тест 7 2 5 С.Р. 7 2 5 С.Р. 7 2 5 С.Р. 7 2 5 тест Количество часов -35 Старинные задачи на дроби Построения на клетчатой бумаге Моделирование многогранников 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроль 7 2 5 тест 7 2 5 С.Р. 7 2 5 С.Р. 7 7 2 2 5 5 С.Р. тест Количество часов- 35 Делимость чисел. Алгебраические Выражения Решение комбинаторных задач Задачи, решаемые в целых числах Системы счисления Решение логических задач Содержание учебного (тематического) плана 5 класс 1. Магические квадраты Теория Знакомство с историей появления, способов составления магических квадратов Закрепление и систематизирование выполнения арифметических действий, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; оценка и прикидка при практических расчетах; Практика • применение понятий, связанных с делимостью целых чисел, при решении математических задач; • составление и восстановление магических квадратов, используя разные способы; • преобразование сложных числовых выражений, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. 2. Задачи на чётность и нечётность. Теория Свойства чётных и нечётных чисел. Знакомство с трудами математика Пифагора о свойствах чётных и нечётных чисел Практика Решение задач на чётность и нечётность суммы, произведения. 3.Старинные задачи на дроби Теория • Разбор решений задач из знаменитой «Арифметики» Л.Ф. Магницкого; • Знакомство с задачами из книги «Косс» Адама Ризе(16в.) С задачами Древней Греции, Индии; Практика • решение сложных задач на дроби. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности. 4.Задачи на клетчатой бумаге. Теория • принципы решений геометрических задач с помощью клетчатой бумаг; Практика Решение геометрических задач на клетчатой бумаге . 5.Модели многогранников Теория • соотношение плоских геометрических фигур с их описаниями, чертежами, изображениями; анализ взаимного расположения фигур; • изображение геометрических фигур, выполнение чертежей по условию . Практика Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных свойств фигур; вычисления длин, реальных объектов при решении практических задач, изготовление развёрток, моделей . А также знакомство с материалом по геометрии, который предполагает изучение в классах для углублённого изучения предмета. 6класс 1 Делимость чисел Теория Понятие делимости, делимость суммы и произведения, сочетая устных и письменных приемов Практика • применение понятий, связанных с делимостью целых чисел, при решении математических задач; Решение уравнений в целых числах 2.Решение комбинаторных задач. Теория Метод решение комбинаторных задач перебором вариантов, умножением. Практика Решение комбинаторных задач перебором вариантов, умножением. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования математических моделей. 3.Задачи, решаемые в целых числах. Теория Методы решения задач в целых числах. Практика Составление таблиц при решении задач в целых числах. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. 4.Системы счисления. Теория • Знакомство с различными системами счисления; Практика Тренинг решения задач в различных системах счисления. 5.Решение логических задач. Теория Методы решения логических задач. Задача о трёх мудрецах. Практика Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных методов решения логических задач. А также рассмотрение материала, который предполагает изучение в классах для углублённого изучения предмета Планируемые результаты Освоение курса даёт возможность учащимся получить следующие результаты: Метапредметные результаты Ученики получат возможность Познакомиться с принципами математической подготовки учащихся -обучение постоянному самоконтролю времени; -обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий; -обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых типовых заданий к сложным; обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий; все тренировочные тесты проводятся в режиме жесткого ограничения времени; учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа наиболее простым удобным способом. Личностные результаты Ученики получат возможность Развития умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Предметные результаты В результате работы по программе ученики Получат возможность освоить: -методы решения задач повышенной сложности ; -методы решения логических задач; -основные приемы решения текстовых задач, а также проверки правильности ответов -решать различные текстовые задачи; уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Комплекс организационно – педагогических условий Материально-техническое обеспечение Занятия будут проходить в школьном классе, в котором имеются измерительные инструменты Информационное обеспечение В классной комнате имеется ПК с выходом в интернет. Кадровое обеспечение Реализация курса «Алгоримика» осуществляется педагогом . Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Форма и процедура контроля промежуточной и итоговой аттестации осуществляется с помощью зачётов, самостоятельных работ, тестов, итоговой контрольной работы. Список литература 1.Математика 5 класс «Сферы»/Е.А Бунимович и др. М.: Просвещение, 2019. 2.Математика 6 класс «Сферы» /Е.А. Бунимович и др.М : Просвещение,2020. 3.Математика 5 класс задачник «Сферы» /Е.А.Бунимович и др.М:Просвещение,2019. 4. Математика 6класс задачник «Сферы» /Е.А.Бунимович и др.М:Просвещение,2020. 1. Геометрия: задачи на готовых чертежах : / Э.Н.Балаян –Ростов-на-Дону:2015 2. Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 20-е изд.-М.: Просвещение, 2016. 3. С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин математические кружки: пособие для внеклассной работы. – Киров, издательство АСА, 2014. 4. Открытый www.mathege.ru банк заданий по математике [Электронный ресурс.] –