Дополнительная образовательная программа Алгоритмика

Приложение № ____
К приказу МБОУ СОШ №71 от _____ №_____
«Об утверждении образовательных программ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОРБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71»
Городского округа «Город Лесной» Свердловская область

Рассмотрено:
Педагогический совет
протокол № ___ от _______

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №71
_________ Приходько И.А.
утверждено приказом МБОУ СОШ №71
от ________ №______

Дополнительная образовательная программа
« Алгоритмика»
для обучающихся 5,6 классов
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Составитель: Сметанина Галина Викторовна,
учитель математики 1 квалификационной категории

Город Лесной
2021

Пояснительная записка
Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта
математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных
материалов. Программа составлена на принципе системного подхода изучению
математики. Она включает ряд дополнительных вопросов, непосредственно
примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным
идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы.
Такой подход определяет следующие тенденции:
- создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения
интересов и развития способностей учащихся.
- восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее
содержанию расширенного изучения необходимую целостность.
Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с
различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение
учащимися системой математических знаний и умений.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и по математике. При
изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между
объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения
оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и
предусматривает индивидуальную работу.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы,
самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест,
самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Цели и задачи программы
Цели :
- расширить и углубить теоретические и практические знания по математике,
овладеть языком математики в устной и письменной форме, математическими
знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных
дисциплин
- Развить логическое мышление, алгоритмическую культуру, пространственное
воображение, математическое мышление, интуицию, творческие способности,
необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в
области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
-воспитать средствами математики культуры личности через знакомство с историей
развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости
математики для научно- технического прогресса.
- актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Учащиеся
овладеют техникой работы с тестовыми заданиями, а также научатся применить

полученные знания при подготовке к олимпиадам.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно
рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;
- формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск
способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения,
исследование;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
-помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы.
Ученики получат возможность научиться:
• самостоятельной работе со справочной литературой;
• составлению алгоритмов решения текстовых задач;
• умению решения различных уравнений и неравенств с параметрами; а также их
систем;

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате
выполнения учащимися самостоятельных работ, тестов, самооценке и взаимооценке.
Итоговый контроль - 2 диагностические работы в форме тестов, заданий с кратким и
развёрнутым ответом.
Формы организации учебных занятий.
Данный курс предназначен для учащихся 5 и 6 классов и рассчитан на 35 занятий по
90 минут каждое в 5кл. и 35 занятий по90 минут каждое в 6 классе .
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа,
беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию
формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип
беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает
потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются задачи повышенного
уровня сложности.
Структура программы состоит из двух блоков: теоретического и практического.
Содержание курса из 5 тематических модулей в 5кассе и из 5 тематических модулей в
6 классе Основное содержание предполагает повышенный уровень сложности:
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

5 класс

№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование раздела,
темы
Магические квадраты

Задачи на чётность и
нечётность

Всего
7

Теория
2

Практика
5

Формы
аттестации/
контроль
тест

7

2

5

С.Р.

7

2

5

С.Р.

7

2

5

С.Р.

7

2

5

тест

Количество часов -35

Старинные задачи на дроби
Построения на клетчатой
бумаге
Моделирование
многогранников

6 класс

№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование раздела,
темы

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроль

7

2

5

тест

7

2

5

С.Р.

7

2

5

С.Р.

7
7

2
2

5
5

С.Р.
тест

Количество часов- 35

Делимость чисел.
Алгебраические Выражения

Решение комбинаторных
задач
Задачи, решаемые в целых
числах
Системы счисления
Решение логических задач

Содержание учебного (тематического) плана

5 класс
1. Магические квадраты
Теория
Знакомство с историей появления, способов составления магических квадратов
Закрепление и систематизирование выполнения арифметических действий, сочетая
устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; оценка и
прикидка при практических расчетах;
Практика
• применение понятий, связанных с делимостью целых чисел, при решении
математических задач;
• составление и восстановление магических квадратов, используя разные способы;
• преобразование сложных числовых выражений, используя при необходимости
справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
2. Задачи на чётность и нечётность.

Теория
Свойства чётных и нечётных чисел. Знакомство с трудами математика Пифагора о
свойствах чётных и нечётных чисел
Практика
Решение задач на чётность и нечётность суммы, произведения.

3.Старинные задачи на дроби
Теория
• Разбор решений задач из знаменитой «Арифметики» Л.Ф. Магницкого;
• Знакомство с задачами из книги «Косс» Адама Ризе(16в.) С задачами Древней
Греции, Индии;
Практика
• решение сложных задач на дроби.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
4.Задачи на клетчатой бумаге.
Теория
• принципы решений геометрических задач с помощью клетчатой бумаг;
Практика
Решение геометрических задач на клетчатой бумаге .
5.Модели многогранников
Теория
• соотношение плоских геометрических фигур с их описаниями, чертежами,
изображениями; анализ взаимного расположения фигур;
• изображение геометрических фигур, выполнение чертежей по условию .
Практика
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для исследования (моделирования) практических ситуаций на
основе изученных свойств фигур; вычисления длин, реальных объектов при решении
практических задач, изготовление развёрток, моделей .
А также знакомство с материалом по геометрии, который предполагает изучение в
классах для углублённого изучения предмета.
6класс

1 Делимость чисел
Теория
Понятие делимости, делимость суммы и произведения, сочетая устных и
письменных приемов
Практика
• применение понятий, связанных с делимостью целых чисел, при решении
математических задач;
Решение уравнений в целых числах
2.Решение комбинаторных задач.
Теория
Метод решение комбинаторных задач перебором вариантов, умножением.
Практика
Решение комбинаторных задач перебором вариантов, умножением.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для: построения и исследования математических моделей.
3.Задачи, решаемые в целых числах.
Теория
Методы решения задач в целых числах.
Практика
Составление таблиц при решении задач в целых числах.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни.
4.Системы счисления.
Теория
• Знакомство с различными системами счисления;
Практика
Тренинг решения задач в различных системах счисления.
5.Решение логических задач.
Теория
Методы решения логических задач. Задача о трёх мудрецах.

Практика
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для исследования (моделирования) практических ситуаций на
основе изученных методов решения логических задач.
А также рассмотрение материала, который предполагает изучение в классах для
углублённого изучения предмета
Планируемые результаты
Освоение курса даёт возможность учащимся получить следующие результаты:
Метапредметные результаты
Ученики получат возможность
Познакомиться с принципами математической подготовки учащихся
-обучение постоянному самоконтролю времени;
-обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности
выполнения заданий;
-обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых
типовых заданий к сложным;
обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий;
все тренировочные тесты проводятся в режиме жесткого ограничения времени;
учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа
наиболее простым удобным способом.
Личностные результаты
Ученики получат возможность
Развития умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких
качеств, как активность, творческая инициатива, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе.
Предметные результаты
В результате работы по программе ученики
Получат возможность освоить:
-методы решения задач повышенной сложности ;
-методы решения логических задач;
-основные приемы решения текстовых задач, а также проверки правильности ответов
-решать различные текстовые задачи;
уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение,
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи.

Комплекс организационно – педагогических условий

Материально-техническое обеспечение
Занятия будут проходить в школьном классе, в котором имеются измерительные
инструменты
Информационное обеспечение
В классной комнате имеется ПК с выходом в интернет.
Кадровое обеспечение
Реализация курса «Алгоримика» осуществляется педагогом .
Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Форма и процедура контроля промежуточной и итоговой аттестации осуществляется с
помощью зачётов, самостоятельных работ, тестов, итоговой контрольной работы.
Список литература
1.Математика 5 класс «Сферы»/Е.А Бунимович и др. М.: Просвещение, 2019.
2.Математика 6 класс «Сферы» /Е.А. Бунимович и др.М : Просвещение,2020.
3.Математика 5 класс задачник «Сферы» /Е.А.Бунимович и др.М:Просвещение,2019.
4. Математика 6класс задачник «Сферы» /Е.А.Бунимович и др.М:Просвещение,2020.
1.

Геометрия: задачи на готовых чертежах : / Э.Н.Балаян –Ростов-на-Дону:2015

2.
Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 20-е изд.-М.: Просвещение, 2016.
3.
С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин математические кружки: пособие для
внеклассной работы. – Киров, издательство АСА, 2014.
4.
Открытый
www.mathege.ru

банк

заданий

по

математике

[Электронный

ресурс.]

–


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».