Дополнительная образовательная программа Информационные технологии

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеразвивающей программы: техническая.
Актуальность.
Темпы развития современного общества привели к компьютеризации практически
всех сфер деятельности человека. Умение пользоваться компьютером стало одним из
обязательных
требований
при
приеме
на
работу.
А
потребность
в
высококвалифицированных ИТ-специалистах, как непосредственных создателях новой
жизненной среды, неуклонно растет. Очевидно, что в связи с активным развитием науки и
техники существующая ситуация, связанная с нехваткой таких специалистов уже в
настоящее время, будет лишь усугубляться. В связи с этими факторами профессии,
связанные с информационными технологиями становятся всё более престижными и
высокооплачиваемыми. Таким образом, выбор учащимся в качестве будущей сферы
деятельности информационные технологии не только открывает возможность заниматься
любимым интересным делом, но и гарантирует стабильный высокий доход уже
практически с момента окончания ВУЗа.
Отличительные особенности.
Программа дополнительного образования школьников имеет выраженную
практическую направленность и способствует приобщению школьников к
алгоритмической культуре, а также дает им возможность познать азы информационных
технологий. Кроме того, выполняемые на занятиях задания способствуют развитию
творчества учащихся, и формированию у них аналитического мышления, в том числе
умения анализировать, систематизировать, визуализировать информацию, работать с
большими массивами данных, что является одним из приоритетных требований многих
современных работодателей.
Программа учитывает современные тенденции развития общества, наиболее
значимые направления развития информационных технологий, такие как компьютерная
графика, 3D-моделирование, алгоритмизация и программирование. Программа курса
разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили знания по информатике,
необходимые для развития личности, успешного применения информационных
технологий в жизни.
В процессе изучения курса, обучающиеся будут использовать систему
дистанционного обучения для тренировки решения задач, контрольных работ и тестов.
Адресат.
Данная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных
учреждений, желающих расширить свои знания по информатике, интересующихся
данным предметом и планирующих проходить различные формы независимой оценки
качества знаний. Учебная программа изучается на ступени среднего общего образования.
Режим занятий: 2 часа один раз в неделю.
Объем: курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю) в течении одного года.
Срок освоения: 35 недель.
Уровневость: продвинутый уровень.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, тренинг, круглый стол.
Формы подведения результатов: тест, практическое занятие, контрольная работа.
Цель общеразвивающей программы: на основе коррекции базовых знаний по
информатике у учащихся совершенствовать познания в сфере информационных
технологий и творческие способности учащихся.
Задачи общеразвивающей программы:
 формирование у учащихся целостного представления о темах, их значениях в
разделе информатики, связи с другими темами;

2

 формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение
преодолевать трудности при решении более сложных задач;
 осуществление работы с дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
 акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам
оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию;
 расширить представления учащихся по определённым темам, изучив их на
профильном уровне.
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

1
2

Информационные системы
Методы программирования

20
30

8
10

12
20

3

Компьютерное
моделирование

20

7

13

Всего

Количество часов
Теория
Практика

Формы
аттестации /
контроля
Тест
Практическая
работа
Тест

Содержание учебного (тематического) плана
1. Информационные системы
Теория: Понятие системы, информационной системы, базы данных (БД).
Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления
БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и
создание реляционной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические
выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Понятие
геоинформационной системы.
Практика: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие
приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными
условиями; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание
многотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной
из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
2. Методы программирования
Теория: Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в
программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода,
ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив, строка, множество.
Способы описания и обработки массивов, строк. Вспомогательные алгоритмы и
подпрограммы. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка
задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Метод
пошаговой детализации. Объектно-ориентированное программирование
Практика: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
3. Компьютерное моделирование
Теория: Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и
свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические,
математические, имитационные. Табличная организация информации. Математические
модели. Области применения компьютерного моделирования (моделирование физических
процессов, моделирование в экономике, моделирование в биологии и т.д.). Имитационное
моделирование.
Практика:
работа
с
демонстрационными
примерами
компьютерных
информационных моделей, реализация математических моделей в электронных таблицах,
программирование математических моделей.

3

Планируемые результаты
Личностными результатами освоения курса являются:
1) бережное отношение к компьютерной технике как неотъемлемой части
настоящего времени как основного помощника в быту;
2) потребность сохранять чистоту рабочего места и техники;
3) уважение и этика общения в сети;
4) осознание роли информационной технологии как главного атрибута XXI века;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития информационных технологий;
6) потребность саморазвития, в том числе логического мышления, понимание
алгоритмов в информационных процессах;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность
навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языкам программирования, осознание их
выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами курса являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её
участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение
логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться справками программ и интернет поиском;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) владение всеми видами компьютерной деятельности: машинописью, чтением и
редактированием;
6) умение правильно построить алгоритм и создавать программы разных типов и
применимости с учётом языков программирования и их особенностей (Turbo Pascal, Visual
basic, Python и т.д.);
7) свободное владение письменной формой записи программ, циклом и структурой;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и
корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую работу с эстетических и нравственных
позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального
эффекта.
Предметные результаты:
– определение информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

4

– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти);
–
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые
в ходе моделирования реальных процессов;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и
поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
– комбинировать компьютерное железо, изучит его строение, структуру и принцип
работы;
– правильно составлять текстовые документы в соответствии с эстетическими
нормами и оптимальным количеством необходимого текста;
– работать с таблицами, обрабатывать большие массивы данных и проводить
математические операции больших объемов;
– презентовать работу, используя соответствующие редакторы, не перегружать
лишней информацией и правильно составлять структуру материала;
– оптимизировать процесс работы с табличными данными, используя макросы,
написание которых происходит в среде программирования;
– оценивать эстетическую сторону информационных технологий.

5

Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение
- Компьютерный класс (количество ученических станций до 25) - требуется 1
комплект на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Многофункциональное устройство МФУ (черно-белая печать) - требуется 1
единица на группу, используется 50% времени реализации программы;
- Бумага А4 офисная (белая) - требуется 1000 листов формата А4 на группу,
используется 80% времени реализации программы;
- Интерактивная доска с проектором - требуется 1 единица на группу, используется
100% времени реализации программы;
- Интернет-соединение - требуется 1 единица на группу, используется 80% времени
реализации программы;
- Программное обеспечение (офис: текстовый редактор, табличный процессор,
редактор мультимедиа презентаций) - требуется 25 единиц на группу, используется 50%
времени реализации программы;
- Программное обеспечение (IDE) - требуется 25 единиц на группу, используется
35% времени реализации программы;
- Программное обеспечение (операционные системы) - требуется 25 единиц на
группу, используется 100% времени реализации программы.
Информационное обеспечение
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/
Кадровое обеспечение
Минимально
допустимой
квалификацией
педагога
является
высшее
педагогическое образование. Образование педагога соответствует профилю программы
Методические материалы
Практические задания взяты из методического пособия Могилев А. В. Практикум
по информатике. В этом пособии все практические работы сделаны самостоятельными, то
есть любой может выполнить без участия учителя. Поэтому обучающиеся самостоятельно
выполняют все практические работы, а затем проводится рефлексия деятельности.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Критерий оценки устного ответа:
отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком: ответ самостоятельный;
отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или
неполный, несвязный;
отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного
содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся
не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания:

6

отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные
выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности;
отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок,
исправленных самостоятельно по требованию учителя;
отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка;
отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы,
которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Тестирование. При проведении и оценивании работ в формате ГИА будут
использоваться существующие в текущем году границы уровней общеобразовательной
подготовки по информатике (материалы ФИПИ). Для выставления оценки в остальных
тестах используются следующие соотношения:
- 0-49% – «2»;
- 50-70% – «3»;
- 71-85% – «4»;
- 86-100% – «5».

7

Список литературы
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 3-е
изд., Испр. - М.: Издательство торговый дом «Русская Редакция», 2004 – 368 с.
Абрамян
М.Э.
Programming
Taskbook.
Электронный
задачник
по
программированию. Версия 4.6
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство
«Экзамен», 2008.
Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.:
БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
Брукшир Дж. Информатика и вычислительная техника. 7-е изд. – СПб.: Питер,
2004 – 620 с.: ил.
Дергачева Л. М. Решение типовых экзаменационных задач по информатике:
учебное пособие / Л. М. Дергачева. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 360 с.:
ил.
Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по
программированию/ автор-составитель А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель,
2006.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. –
М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.:
БИНОМ Лаборатория знаний, 2007
Информационная культура: Учебное пособие для средней школы. Часть 1 / Т.А.
Матвеева, В.В. Мачульский, А.Г. Гейн, В.И. Кадочникова, В.И. Жильцова, Т.В. Шпота,
А.С. Щербинин. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Изд-во «Ассоциация
XXI век», 2006. – 392 с.
Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. — СПб. БХВ-Петербург, 2006. —
256 с.: ил.
Мендель А.В., Комгаева Е.М. Информатика 9-11 класс: подготовка к олимпиадам.
Задания, упражнения, методические рекомендации/ А.В. Мендель, канд. пед. наук, Е.М.
Комгаева, канд. физ.-мат. наук. – Волгоград, Учитель, 2009.
Милов А.В. Основы программирования в задачах и примерах: Учебный
курс/Художественное оформление А.С. Юхтман. – Харьков: Фолио, 2002.
Могилев А. В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 2-е изд., стер. —
М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 608 с.
Постюкова Н.И. Знакомьтесь – Паскаль! Методические рекомендации и задачи по
программированию – Новосибирск: Сибирский университет. Издательство, 2003.
Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для
учителя. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 93 с.
Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – 2-е изд. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 230 с.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».