Приложение № ____ К приказу МБОУ СОШ №71 от _____ №_____ «Об утверждении образовательных программ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОРБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71» Городского округа «Город Лесной» Свердловская область Рассмотрено: Педагогический совет протокол № ___ от _______ УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №71 _________ Приходько И.А. утверждено приказом МБОУ СОШ №71 от ________ №______ Дополнительная образовательная программа Курс «Решение поливариантных задач по геометрии, задач с параметрами, задач повышенной сложности» для обучающихся 9, 10-11 классов Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год Составитель: Сметанина Галина Викторовна, учитель математики 1 квалификационной категории Город Лесной 2020 Пояснительная записка Разработка программы данного курса отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов. Программа составлена на принципе системного подхода изучению математики. Она включает ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, а также включены самостоятельные разделы. Такой подход определяет следующие тенденции: - создание в совокупности с основными разделами курса для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся. - восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного изучения необходимую целостность. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях. Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует , соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации. Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа. Цели и задачи программы Цели : - Курс «Решение задач повышенной трудности по математике» носит обобщающий характер и направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний по математике, предполагает овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне; - развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно- технического прогресса. - актуальность курса обусловлена его практической значимостью. Учащиеся овладеют техникой работы с тестовыми заданиями, а также научатся применить полученные знания при сдаче ОГЭ, а в дальнейшем ЕГЭ. Задачи: - подготовить к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ - по математике; - активизировать познавательную деятельность учащихся; - расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения; - формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование; - привить учащимся основы экономической грамотности; - повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся; помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Ученики получат возможность научиться: • самостоятельной работе со справочной литературой; • составлению алгоритмов решения текстовых задач; • умению решения различных уравнений и неравенств с параметрами; а также их систем; • исследованию элементарных функций. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения учащимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов. Итоговый контроль - 2 диагностические работы в форме тестов, заданий с кратким и развёрнутым ответом. Формы организации учебных занятий. Данный курс предназначен для учащихся 9 и 10 классов и рассчитан на 35 занятий по 90 минут каждое в 9кл. и 35 занятий по90 минут каждое в10 кл. Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются задачи повышенного уровня сложности. Структура программы состоит' из двух блоков: теоретического и практического. Содержание курса из 5 тематических модулей в 9кассе и из 5 тематических модулей в 10 классе Основное содержание предполагает повышенный уровень сложности: Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроль 7 2 5 тест 7 7 7 2 2 2 5 5 5 С.р. С.р. С.р. 7 2 5 тест Количество часов -35 Преобразование выражений. Рациональные дроби Уравнения и неравенства Функции и графики Текстовые задачи Решение геометрических задач 10 класс, 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 Наименование раздела, темы Делимость чисел. Алгебраические уравнения Иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства Функции и графики Текстовые задачи Решение геометрических задач Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроль 14 4 10 тест 14 4 10 Количество часов- 70 С.р. 14 4 10 14 4 10 С.р. С.р. 14 4 10 тест Содержание учебного (тематического) плана 9 класс 1. Числовые и буквенные выражения Теория Закрепление и систематизирование выполнения арифметических действий, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; нахождение значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; Практика • примение понятий, связанных с' делимостью целых чисел, при решении математических задач; • нахождение корней многочленов с одной переменной, раскладывание многочленов на множители, используя разные способы; • преобразование сложных числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. 2. Уравнения и неравенства . Теория решение линейных уравнений и неравенств с одной переменной, систем линейных уравнений, квадратных уравнений, полные и неполные, рациональные, уравнения и неравенства. Методы решения неравенств и систем неравенств: метод интервалов, графический методы; Практика Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств и их систем с двумя переменными. • нахождение приближенных решений уравнений и их систем, используя графический метод; • решение уравнений, неравенств и систем с применением графических представлений, свойств функций. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования математических моделей. 3. Функции и графики Теория • определение значений функции по значению аргумента при различных способах задания функции; • построение графиков изученных функций, выполнение преобразование графиков; описание по графику и по формуле поведения и свойств функций; Практика • решение сложных уравнений, систем уравнений, неравенств (с параметром) используя свойств функций и их графические представления. Использование приобретенных знаний и умениий в практической деятельности и повседневной жизни для: описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов. 4. Текстовые задачи. Теория • решение текстовых задач с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи; Практика Решение текстовых задач на движение, вычисление объема работы, задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения. 5. Геометрические задачи. Теория • соотношение плоских геометрических фигур и трехмерных объектов с их описаниями, чертежами, изображениями; анализ взаимного расположения фигур; • изображение геометрических фигур, выполнение чертежей по условию задачи; • решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними; • проведение доказательных рассуждений при решении задач, доказательство основных теоремы курса; • вычисление линейных элементов и углов в пространственных, конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций; Практика Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач. А также знакомство с материалом по геометрии, который предполагает изучение в классах для углублённого изучения предмета. 10 Класс, 11 класс 1 Делимость чисел Теория Понятие делимости, делимость суммы и произведения, сочетая устных и письменных приемов Практика • применение понятий, связанных с делимостью целых чисел, при решении математических задач; Решение уравнений в целых числах 2.Уравнения и неравенства Теория Решение иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств, систем показательных уравнений и неравенств, тригонометрических уравнений Практика • тренинг решения уравнений, неравенств, систем с применением графических представлений, свойств функций. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования математических моделей. 3.Функции и графики Теория • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции Построение графиковстепенной,показательной,логарифмической,тригонометрической функций, выполнение преобразования графиков; описание по графику и по формуле поведения и свойств функций; Практика • решение сложных уравнений, систем уравнений, неравенств (с параметром) используя свойства функций и их графические представления. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов. 4.Текстовые задачи. Теория • решение текстовых задач с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи; Практика Тренинг решения текстовых задач на движение , вычисление объема работы, задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения. 5.Геометрические задачи. Теория • соотношение плоских геометрических фигур и трехмерных объектов с их описаниями, чертежами, изображениями, анализ взаимного расположения фигур; • изображение геометрических фигур, выполнение чертежа по условию задачи; • решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними; • проведение доказательных рассуждений при решении задач, доказательство основных теорем курса; • вычисление линейных элементов и углов в пространственных, конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций; Практика Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач. А также рассмотрение материала по геометрии, который предполагает изучение в классах для углублённого изучения предмета Планируемые результаты Освоение курса даёт возможность учащимся получить следующие результаты: Метапредметные результаты Ученики получат возможность Познакомиться с принципами подготовки учащихся к ОГЭ и ОГЭ: -обучение постоянному самоконтролю времени; -обучение оценке трудности заданий и разумный выбор последовательности выполнения заданий; -обучение «спиральному движению» по тесту, что предполагает движение от простых типовых заданий к сложным; обучение приемам мысленного поиска способа решения заданий; все тренировочные тесты проводятся в режиме жесткого ограничения времени; учить максимально, использовать наличный багаж знаний для получения ответа наиболее простым удобным способом. Личностные результаты Ученики получат возможность Развития умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. Предметные результаты В результате работы по программе ученики Получат возможность освоить: -методы проверки правильности решения заданий; -методы решения различных видов уравнений и неравенств с параметрами; -основные приемы решения текстовых задач, а также проверки правильности ответов; методы исследования функции и построение графиков функций, содержащих модуль; -методы решения геометрических задач повышенной сложности, должны уметь: -решать уравнения и неравенства различного типа; -решать различные текстовые задачи; уметь распознавать геометрические фигуры, различать взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Комплекс организационно – педагогических условий Материально-техническое обеспечение Занятия будут проходить в школьном классе, в котором имеются измерительные инструменты Информационное обеспечение В классной комнате имеется ПК с выходом в интернет. Кадровое обеспечение Реализация курса «Решение поливариантных задач по геометрии, задач с параметрами, задач повышенной сложности» осуществляется педагогом 1 квалификационной категории. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Форма и процедура контроля промежуточной и итоговой аттестации осуществляется с помощью зачётов, самостоятельных работ, тестов, итоговой контрольной работы. Список литература 1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л. В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение, 2010. 2. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф. Ростов на/Д: Легион-М, 2009 3. ГИА — 2009. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: ACT: Астрель, 2009 4. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма) в 2010 году. 5. ГИА 2009. Математика: Сборник В.В.Кочагин. - М.: Эксмо, 2008-240 с. заданий: 9 класс/ М.Н.Кочагина, 6. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра.2010/ФИПИ,- М.: Интеллект - Центр. 2010.-128с 7. «Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс: Подготовка учащихся к итоговой аттестации / М.Н. Кочагина, В.В.Кочагин. - М. Эксмо, 2008. - 192с. - (Мастер-класс для учителя) 8. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе / Л.И.Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П.Пигарев, Т.Н. Трушина - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006 г. (серия «Итоговая аттестация») 9. Минаева С.С. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс:/ С.С. Минаева, Л.О. Рослова. - М.: Издательство «Экзамен», 2007 10. Геометрия. 9 класс /И.И. Баврин. -М.: Дрофа, 2011. 11. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебнометодическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, 12. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 13. Геометрия.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 18-е изд.-М.: Просвещение, 2009. 14. С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин. Лененградские математические кружки: пособие для внеклассной работы. – Киров, издательство АСА, 1994. 15. Математика. ЕГЭ 2020. Книга 2. Профильный уровень/ Д.А. Мальцев, А.А. Мальцев, Л.И. Мальцева – Ростов н/Д: Издательство Мальцев Д.А.;М.: Народное образование, 2019. 16. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике [Электронный ресурс.] – www.mathege.ru