Дополнительная образовательная программа Скауты

Содержание
1. Пояснительная записка

3

1.1

Направленность дополнительной образовательной программы.

3

1.2

Актуальность программы

3

1.3

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

3

1.4

Адресат. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной

3

образовательной программы
1.5

Режим занятий

3

1.6

Объём

3

1.7

Срок освоения дополнительной образовательной программы

4

1.8

Уровневость

5

1.9

Формы обучения

6

1.10

Виды занятий

6

1.11

Формы подведения итогов реализации программы

6

2. Цель и задачи общеразвивающей программы

7

3. Содержание общеразвивающей программы

7

3.1

Учебный (тематический) план

7

3.2

Содержание учебного (тематического) плана

8

4. Планируемые результаты

13

5. Комплекс организации педагогических условий

16

5.1

Условия реализации программы

16

5.2

Формы аттестации, контроля, оценочные материалы

17

6. Список литературы

17

2

1. Пояснительная записка
1.1

Направленность

Дополнительная

общеобразовательная

имеет

программа

дополнительной

следопытов»

образовательной

педагогическую, туристическо- краеведческую направленность и

программы.

предназначена

для

духовно-нравственную,

«Отряд

организации

интеллектуальному

и

социально-

деятельности

по

обще-

физкультурно-оздоровительному

направлениям. Данная программа разработана для воспитания детей
и подростков на основе скаутского метода, осуществляется при
поддержке Екатеринбургского регионального отделения «Братства
Православных следопытов» (ЕРО БПС).
Программа «Отряд следопытов» прежде всего, направлена на
включение детей и подростков в деятельность скаутского отряда,
разновозрастного детского объединения, построенного на принципах
их личностного развития, адаптации их к жизни в обществе, активного
содержательного досуга.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

«Отряд

следопытов» является модифицированной, по уровню освоения общеразвивающей, по цели обучения – познавательной.
Учебной базой реализации программы является МОБУ СОШ
№71.
1.2

Актуальность
программы

Приоритетной

задачей

Российской

Федерации

в

сфере

воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей

российские

обладающей

актуальными

традиционные
знаниями

и

духовные

ценности,

умениями,

способной

реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Наше

юное

поколение

находится

под

постоянным

и

нарастающим влиянием привлекательных и благозвучных образов
современной массовой культуры. Чаще антикультуры – системы
разрушающей все нравственные и традиционные для российского
общества устои. Увлечение материальными ценностями приводит к
3

упадку веры, морали и нравственности, что изнутри ослабевает
государство.

Для

созидания

родного

Отечества,

сохранения

нравственных норм, передачи ментальной исторической памяти
народа,

важно

воспитывать

национально

мыслящих,

духовно,

интеллектуально и физически развитых граждан.
Гражданско-патриотическое

воспитание

в

системе

дополнительного образования способствует всестороннему развитию
личности

ребенка,

направлено

на

совершенствование

его

интеллектуального, духовного и физического развития, способствует
изучению

Родины,

приобретению

деятельности.

Предложенная

составлена

с

навыков

программа

использованием

самостоятельной

«Отряд

следопытов»

инвариантных

блоков,

предусматривающих базовую подготовку ребенка. В программе
большое внимание уделяется развитию социальной активности
воспитанников.

Важное

место

занимает

работа

с

трудными

подростками, в том числе находящимися в малообеспеченных семьях.
Актуализация социального служения в своём родном городе, области
вместе с углублённым изучением родного края и специализации по
туризму составляет вариативную часть данной программы.
1.3

Отличительные

Определение видов организации деятельности воспитанников,

особенности

направленных

дополнительной

результатов освоения курса.

образовательной
программы

на

достижение

личностных,

метапредметных

В основу реализации программы положены ценностные
ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные

ориентации

организации

деятельности

предполагают уровневую оценку в достижении планируемых
результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Наглядным

результатом

обучения

является

прохождение

скаутов по ступенькам роста (разрядам), что позволяет сравнить
результативность

обучения

начинающих

и

опытных

скаутов.
4

Отличительные

признаки

программы

являются

и

нетрадиционные формы проведения занятий: участие в лагерях
(лагеря на осенних, зимних и весенних каникулах), однодневные
походы, экскурсии (краеведческий музей, церковь и. т. д.), где темы
программы изучаются на практике, посещение выставок, праздников,
встречи с интересными людьми.
1.4

Адресат.

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

дополнительной

образовательной программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11-18 лет.
1.5

Режим занятий

Занятия проводятся три раза в неделю продолжительностью 45минут.

1.6

Объём

Всего реализуется в объеме 315 часов.

1.7

Срок освоения

1.8

Программа рассчитана на 3 года.

дополнительной

Количество часов в неделю – 3

образовательной

За год: 1 год обучения 105 часа, второй год обучения 105 часа, третий

программы

год обучения 105 часа

Уровневость

Использование

технологии

уровневой

дифференциации

позволяет создать разнообразные условия, чтобы дать возможность
каждому ребенку получить максимальные по его способностям знания
и реализовать свой личностный потенциал.
Уровневая дифференциация позволяет организовать работу, как
с отдельными учениками, так и с группами, создать психологическую
комфортность и обучить каждого на уровне возможностей и
способностей.
Уровневая дифференциация предусматривает:


наличие

базового,

обязательного

уровня

общеобразовательной подготовки, который должен быть выполнен
всеми учащимися;


открытость

требований,

предоставление

возможности самим выбирать уровень

ученикам

усвоения материала и

переходить с одного уровня на другой;


предоставление возможности повышенной подготовки,

определяющейся

глубиной

овладения

содержанием

учебного
5

предмета.
Для организации дифференцированного обучения необходимо
разработать три типа дифференцированных заданий.


1 уровень – это базовый стандарт, ученик овладевает

базовым уровнем.


2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми

приемами деятельности, которые необходимы для решения задач на
применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют
материал первого уровня, показывают применение понятий.


3

уровень –

предусматривает

свободное

владение

фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных
действий, дает развивающие сведения, углубляет материал, его
логическое обоснование, открывающее перспективы творческого
применения.
1.9

Формы обучения

Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в
группе - 8-15 человек.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, парная,
групповая.

1.10

Виды занятий

В соответствии со скаутским методом (технологией), программа
деятельности скаутского патруля подразумевает отведение большей
части учебных часов на практическое обучение. Форма проведения
занятия – Сбор следопытов, лесной сбор следопытов. Активные
методы обучения (АМО) – дискуссия, беседа, мозговой штурм,
вебинар, игры. Проектная деятельность. Обучение

туризму.

Организованные методы обучения – экскурсии, паломнические
поездки, встречи, краеведческие экспедиции, праздники. Методы
стимулирования деятельности и поведения – соревнования, конкурсы,
концерты. Добровольчество, помощь в восстановлении памятников
истории и культуры
1.11

Формы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

подведения

проходит через участие их в зачётах по скаутским программам,

итогов реализации практической деятельности, прохождение ступенек личного роста,
6

программы

тренингах, тестирование, участие в различных соревнованиях и
конкурсах, близких к программам обучения, готовность к участию в
социально-значимой деятельности.

2. Цель и задачи программы
Цель программы: духовное, социальное, интеллектуальное и физическое развитие
молодых людей, как творческих, социально компетентных личностей, ответственных граждан
своей страны.
Задачи программы:
1.

создание в группах атмосферы для поддержки становления личности;

2.

воспитание патриотизма;

3.

обучение основам начальной туристской подготовки, ориентирования, первой

медицинской помощи;
4.

экологическое воспитание;

5.

трудовое воспитание;

6.

сохранение и укрепление здоровья.

3.Содержание общеразвивающей программы.
3.1 Учебный (тематический) план
№

Раздел, тема

Количество часов
1 год обучения
всего

2 год обучения

3 год обучения

теория практика всего теория практика

всего теория практика

1 Вводный курс

3

3

1

2

2

0

2

2

0

2 Следопытство

9

9

0

15

3

12

15

5

10

3 Духовно-нравственное

9

9

0

12

9

3

10

6

4

76

26

50

66

13

53

70

10

60

воспитание
4 Скаутская практика

7

5 Родиноведение

8
Итого: 105

5
51

3
54

10

7

3

8

6

2

105

34

71

105

29

76

Всего 315

3.2 Содержание учебного (тематического) плана
Структура курса
№

Раздел, тема

Теория

Практика

1 год обучения
Вводная часть

Знакомство
программы,
организацией.

Следопытство

Кто
такие
скауты,
основание
скаутизма, Баден-Пауэлл. Русские
следопыты.
Олег
Иванович
Пантюхов – Старший Русский скаут.
Знать основную символику: салют,
девиз, лилия, скаутское рукопожатие,
галстук и уметь рассказать о
мировом
братстве
скаутов.
Ознакомление
со
скаутскими
традициями. Структура - патруль,
отряд,
дружина,
региональное
отделение. Форма, знаки различия
скаутов: разряды, награды, значки,
звания.
Изучение
законов
и
заповедей следопытов. Ознакомление
со
скаутскими
традициями,
посвященными 30 апреля - Дню
российских юных следопытов. Гимн
Следопытов.

Духовнонравственное
воспитание

Православие - традиционная религия
России. Крещение Руси. Святой
Георгий - небесный покровитель
следопытов и святой праведный воин
Феодор
Ушаков
–
небесный
покровитель
Екатеринбургского
регионального
отделения
БПС.
Православные
праздники.
Ознакомление
с
книгой
книг

1

со
структурой
ознакомление
с

Закрепление
полученных
знаний по ТБ и охране
безопасности
жизни
и
здоровья.

8

Скаутская
практика

Родиноведение

человечества - Библией. Основные
идеи Библии. Рождество Христово и
русские обычаи, связанные с этим
праздником. Христианские Таинства.
Пасха и русские обычаи, связанные с
этим праздником. Ознакомление со
скаутскими
традициями,
посвященными 6 мая – Дню Святого
Георгия Победоносца покровителя
следопытов.
Основные сигналы бедствия и
способы передачи их фонарем,
дымом и т. п. Строй, команды,
подаваемые голосом, свистком и
руками. Работа с картой и компасом.
Обращение с ножом, топором, пилой,
лопатой. Меры предосторожности.
Знать не менее 15 дорожных
скаутских знаков, уметь ходить по
ним и уметь пользоваться ими для
прокладывания пути

Гимн, герб России. Знакомство с
картой своего края. Основные
исторические периоды развития
России. Подготовка и заслушивание
докладов. Наша Родина - Россия:
границы, площадь, число жителей,
города, реки, горы, моря и океаны,
омывающие Россию. Подготовка
докладов ко Дню защитников
Отечества - воспитание основ
патриотизма и гражданственности.

Первая медицинская помощь.
Подача сигналов фонарем,
дымом.
Походы
–
деятельность
по
охране
природы. Выбор места, виды,
разжигание костров, меры
предосторожности (пирамида,
колодец,
сигнальный
и
сторожевой).
Работа
с
походными
и
лагерными
инструментами.
Работа
с
веревками и узлами: плоский,
шкотовый, зацепку, выбленок,
мертвую петлю (булинь),
скользящий, штык и знать, как
скреплять
два
бревна.
Ориентирование на местности
по компасу, солнцу, звездам,
часам и природным приметам.
Сохранение
продуктов
в
лагере и походе. Игра Ким.
Развитие
памяти.
Тесты.
Скаутский
быт:
пришить
пуговицу,
оторвавшийся
погон, значки. Уметь зашить
разорвавшийся шов и т. п.
Проведение
викторин.
«Путешествия» по
карте.
«Разведка»
ближайших
окрестностей
9 мая - День Победы,
поздравление ветеранов.

9

2 год обучения
Вводная часть

Комплектование
объединения.
Организация воспитанников: правила
по технике безопасности и охране
безопасности жизни и здоровья. Что
изучает
программа
«Отряд
Следопытов».

Следопытство

Краткая
история
российского
следопытства. Схема БПС. Скаутские
традиции. Скаутская символика.
Форма, знаки различия скаутов.
Патрульная система. 30 апреля - День
российского
следопытства.
Георгиевский парад.

Духовнонравственное
воспитание

Уметь вести себя при молитве и
понимать ее значение. Знать и уметь
рассказать
о
двунадесятых
праздниках. Описание устройства
храма. Уметь объяснить основной
смысл
и
порядок
литургии.
Скаутские традиции, посвященные 6
мая – Дню Святого Георгия
Победоносца
покровителя
следопытов.
Подвиги
Георгия
Победоносца. Добровольчество и
социальные проекты.
Основные даты русской истории от
основания русского государства до
революции 1917 года - подготовка и
заслушивание
докладов.
Ознакомление с основными датами
из истории СССР - подготовка и
заслушивание докладов. Подготовка
и
заслушивание
докладов
современное положение в России.
Выдающиеся представители русской
культуры нашей области (писатели,
композиторы,
художники).
Подготовка
и
заслушивание
докладов. 23 февраля – беседа ко
Дню
защитников
Отечества.
Растительный мир нашей области подготовка
и
заслушивание
докладов. Животный мир нашей
области - подготовка и заслушивание

Скаутская
практика

День открытых дверей в
школе.
Знакомство
с
программой.
Закрепление
полученных знаний по ТБ и
охране безопасности жизни и
здоровья.

Подготовка выступлений
к Дню защитников Отечества.
9 мая - День Победы –
поздравления ветеранов.

10

докладов.
Родиноведение

Организация и методика проведения
занятий по ОФП. Закаливание.
Самоконтроль на занятиях по ОФП.
Уязвимые
и
болевые
точки.
Профилактика травматизма, беседа и
зачет.
Исполнение в походе заданияразведки и представление о ней
устного рапорта. Определение: на
глаз расстояния, времени. Отработка
строевых приемов. Работа с картой и
компасом.
Чтение
карты,
ориентирование по ней; магнитное
склонение.
Строй,
команды,
подаваемые голосом, свистком и
руками. Приметы погоды, умение
читать карту погоды. Составление
списка продуктов и меню для похода.
Основы приготовления пищи в
полевых условиях. Снабжение в
походе
(бивуаке);
сохранение
продуктов,
гигиена в походе.
Веревки и узлы, их применение.
Конкурс на вязание узлов. Личная и
групповая аптечка. Развитие памяти.
Тесты.
3 год обучения

Вводная часть

Комплектование объединения.
Организация
воспитанников:
Правила по технике безопасности и
охране безопасности жизни и
здоровья. Что изучает программа
«Юные разведчики».

Следопытство

Педагогика
скаутского
движения,
как
система
национального
воспитания.
Написание заметок и статей на
следопытские темы в прессе. Схема
БПС. Скаутские традиции. Скаутская
символика. Форма, знаки различия
скаутов. Патруль – основная система
воспитания следопытов. 30 апреля День российских следопытов. День

Занятия по ОФП - упражнения
на силу, гибкость, ловкость,
выносливость,
быстроты
(разминка, укрепление мышц
и
суставов,
укрепление
позвоночника).
Изучение
приемов
самостраховки.
Правила
безопасного
поведения
на
водных
объектах.
Выполнение
специальных
заданий
в
походах.
Приготовления
пищи
в
полевых
условиях.
Практические
навыки
снабжения и сохранения в
походе продуктов. Работа с
веревками
и
узлами.
Постройка «патентов».

День открытых дверей,
посещение школ. Знакомство
с программой. Закрепление
полученных
знаний
по
технике
безопасности
и
охране безопасности жизни и
здоровья.

11

Памяти верных. Георгиевский парад.
Духовнонравственное
воспитание

Ознакомление с Евангелием.
Житие своего святого. Притчи: о
сеятеле, о богатом и Лазаре, о
блудном сыне, о мытаре и фарисее.
Деяния апостолов. Житие своего
святого.
Скаутские
традиции,
посвященные 6 мая – Дню Святого
Георгия Победоносца покровителя
следопытов.
Подвиги
Георгия
Победоносца. Социальные акции и
проекты.

Скаутская
практика

Исполнение в походе заданияразведки и представление о ней
письменного
рапорта.
Приметы
погоды, умение читать карту погоды.
Строй,
команды,
подаваемые
голосом, свистком и руками. Работа с
картой и компасом. Чтение карты,
ориентирование по ней; магнитное
склонение. Следопытство – чтение
следов.
Изучение
скаутских
специальностей. Составление списка
продуктов и меню для похода и
лагеря. Приготовления пищи в
сложных
погодных
условиях.
Снабжение в походе (бивуаке);
сохранение продуктов, гигиена в
походе. Веревки и узлы, их
применение. Личная и групповая
аптечка. Развитие памяти. Тесты.

Тактические
игры.
Закаливание. Самоконтроль на
занятиях по РБ. Изучение
скаутских
специальностей.
Классификация приемов РБ.
Уязвимые и болевые точки.
Профилактика травматизма,
беседа и зачет.
Занятия по ОФП упражнения на силу, гибкость,
ловкость,
выносливость,
быстроты
(разминка,
укрепление мышц и суставов,
укрепление
позвоночника).
Повторение
приемов
самостраховки.
Наработка
навыков
по
выбранной
разведческой специальности.
Перебежки и переползания (на
получетвереньках
попластунски на боку). Прыжки
через
препятствия.
Тактические
игры
на
местности.
Комплексные
тренировки.
Выполнение
специальных
заданий
в
походах.
Наблюдение
за
погодой. Работа с картой и
компасом. Определение: на
глаз расстояния, времени.
Отработка строевых приемов.
Приготовления
пищи
в
полевых
условиях.
12

Практические
навыки
снабжения и сохранения в
походе продуктов. Работа с
веревками
и
узлами.
Постройка
«патентов».
Организация
спасательных
работ. Скаутские лагеря (зима,
лето).
Родиноведение

Подготовка и заслушивание
докладов:
Общая хронология русской
истории.
Природные
богатства,
с/хозяйство, промышленность, наука
России. Народы России, их обычаи и
культурные ценности. Важнейшие
представители областей русской
культуры: литературы, искусства,
науки,
музыки
России.
«Есть
женщины в русских селеньях».
Животный и растительный мир
нашей области. 23 февраля – брейнринг ко Дню защитников Отечества.

Подготовка выступлений
ко
Дню
защитников
Отечества. 9 мая - День
Победы
–
поздравления
ветеранов

4. Планируемые результаты
1.

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения

к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;

13

3.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира
4.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5.

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных

ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9.

формирование основ экологической культуры соответствующей современному

уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10.

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты.
1.

осознание своей идентичности, как члена семьи, локальной и региональной

общности;
2.

наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

14

3.

наличие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;
4.

способность и готовность к сотрудничеству со сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов;
5.

осознанное понимание установок на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.
1.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4.

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности её решения;
5.

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

для решения учебных и познавательных задач;
8.

смысловое чтение;

9.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

15

10.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11.

формирование и развитие компетентности в области использования информационно

коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12.

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты.
1.

усвоение сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений,

характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
2.

сформированность

целостного,

социально-ориентированного

взгляда

на

окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религии; владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего
образования;
умение

3.

наблюдать,

фиксировать,

исследовать

(измерять,

сравнивать,

классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих
людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять
характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты
и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей,
идеалов, норм;
4.

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире природы и социума;
5.

овладение

основами

экологической

грамотности,

элементарными

правилами

нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в
природной и социальной среде;
6.

понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном

наследии России, в ее современной жизни;
7.

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и

культуре России;
8.

понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров

национальных свершений, открытий, побед.

16

5. Комплекс организации педагогических условий
5.1. Условия реализации программы


Материально – техническое обеспечение

Материально-техническая база образовательного учреждения способствует решению задач по
обеспечению реализации основной образовательной программы и созданию соответствующей
образовательной и социальной среды.
Классная комната:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер
лазерный. Принтер струйный цветной (по возможности), фотокамера цифровая (по
возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). Лингафонные
устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися
(по возможности).
Оборудование класса
1. Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и пр.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
5. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц.
6. Полки для книг.
Спортивный зал.
Актовый зал.
Стадион школы.
Образовательная

организация

укомплектована

учителями

и

педагогическими

работниками в соответствии со штатным расписанием. Педагогические и руководящие
работники для реализации и выполнения основной общеобразовательной программы
начального

общего

образования

имеют

высшее

профессиональное

образование,

соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, необходимую квалификацию,
методологическую культуру, сформированную готовность к непрерывному образованию.
17

5.2 Формы аттестации, контроля, оценочные материалы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Успешность освоения
программы отслеживается: - в однодневных и многодневных пешеходных походах; - по
результатам учебных соревнований по укладке рюкзака и вязке узлов, по ориентированию; - по
результатам соревнований разного уровня; - на основе анализа отчетов о пройденных походах,
экскурсиях, мероприятиях.
Способы фиксации результатов усвоения программы: - зачёты по скаутским программам; учет практической деятельности; - защита ступенек личного роста (скаутских разрядов); тестирование; - отметка о готовности и участии в социально-значимой деятельности; самостоятельный личный сбор и учет значков и знаков за достижения. - зачеты по медицине, по
топографии.
Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов:

-

формой

промежуточного контроля являются практические работы, деловые и квест-игры, игровые
программы; - итоговым контролем является реализация социально-значимых проектов.

Список основной учебной литературы:
1. Баленко С.В. Учебник выживания. М., ЭКСМО «Яуза», 2005.
2. Брендвайн М. «Подготовить отличный коллектив – это реально» (Тренинги для вожатых и
сотрудников детских оздоровительных лагерей). СПБ.: Изд-во «Речь», 2002 - 245с.
3. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. «Имидж лидера» СПб.: Из-во «Речь», 2007.-114с.
4. Гриценко Г.А. «Социальное проектирование в работе с молодежью». Екатеринбург.:
«Феникс», 2008.-106с.
5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М., ЦДЮТиК, 2003.
6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.,
«Владос», 2000.
7. Шимановский В.Ф., Стуков Г.А. Разбор несчастных случаев в туризме: методические
рекомендации. - М., ЦРИБ «Турист», 1993.
Список дополнительной учебной литературы:
1. Волович В.Г. Академия выживания. М.: «Толк», «Технополюс», 1996.
2. Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». С. – Петербург: Изво «Речь», 2005.-154с.
3. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.: ЦДЮТиК, 2002.
18

4. Рысев Н. 11 правил руководителя № 1.-СПб.: Питер, 2007.- 279с. 5. Штюрмер Ю.А.
Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М.: ФиС, 1983.
6. Юнас Я. Атлас первой медицинской помощи. – Мартин Освета. 1976.

Приложение 1
Словарь терминов.
«Скаутская деятельность» - коллективная деятельность скаутского объединения,
включающая в себя такие формы деятельности, как планирование деятельности скаутского
объединения, походы выходного дня, скаутский лагерь, социально-значимые проекты, игровую
деятельность, лидерский тренинг, скаутские соревнования, коллективные творческие дела,
знакомство с информационными технологиями, освоение навыков организатора, развитие
коммуникативных навыков и лидерских качеств, самореализация в процессе скаутской
деятельности.
«Скаутские специальности». Скаутское объединение осваивает одну или несколько
скаутских специальностей в течение учебного года по своему выбору. В воспитательной системе
«Скауты-разведчики» разработано более 40 скаутских специальностей, зафиксированных в
методическом сборнике «Специальности для скаутов» и последующих методических разработках.
В соответствии со скаутской методикой, изучение специальностей завершается сдачей зачета
специалистам-профессионалам и получением скаутом нашивки за освоение специальности или
прохождение квалификационного испытания.
«Инструкторская деятельность». Позволяет скаутам подготовиться к переходу на
позицию будущих лидеров организации, организаторов скаутских микрогрупп (патрулей).
Воспитанники проходят обучение руководству скаутским микроколлективом и получают практику
самостоятельной работы с малой группой, состоящей из младших школьников.
«Сообщество» Коллектив, в котором свобода каждого не мешает свободе окружающих.
Совершенствующие задачи: Достижение: приумножить возможности по достижению собственных
целей; Мотивация: научить, как знать, чего хотеть, пробудить в себе и в другом скауте желание
действовать; Общение: усовершенствовать навыки общения с друзьями и товарищами,
19

подопечными и руководителями; Доверие: научить, как и кому доверить выполнение важного
поручения; Свобода: научить, как найти дополнительное время, свободное для жизни; Убеждение:
улучшение способности объяснять и убеждать; Решительность: передать навык принимать
решения в сложных ситуациях; Лидерство: передать способность вдохновлять и вести за собой
других.
Приложение 2
Освоение скаутских специальностей может проходить в ходе занятий скаутингом и за
пределами программы, т.е. осуществляется в нескольких формах.
Самостоятельная подготовка. Это основной способ освоения специальностей. Главный плюс
в свободе выбора источников информации и времени на подготовку.
Взаимообучение. Обучение в ходе общения с друзьями. Обучение в составе экипажа.
Проводится старшим навигатором/скаутом, скаут-инструктором. Обычное занятие, на котором
можно узнать все тонкости осваиваемой специальности от человека, получившего недавно
необходимые знания и опыт.
Индивидуальное консультирование. Плюс в свободе выбора консультанта и времени
общения. Обучение с помощью специалиста. Максимально качественная информация.
Виды дистанций туристского многоборья.
- по видам туризма – пешеходный, лыжный, горный, водный, школа безопасности;
- по дистанциям – контрольно-туристский маршрут (кросс-поход), туристская полоса
препятствий, спасательные работы, ориентирование;
- по видам препятствий – горные склоны, скалы, ледовые и снежные участки, болота,
таежные участки, виды переправ через водные преграды, элементы ориентирования в разных
дистанциях;
Виды соревнований: - «Туристская полоса препятствий». - «Контрольный туристский
маршрут». - «Поисково-спасательные работы». - техника и тактика прохождения дистанций
туристского многоборья. - прохождение маршрута в ночное время.
Требования к месту бивака: - жизнеобеспечение: наличие питьевой воды, дров; безопасность: удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек,
отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев и др.; - комфортность: продуваемость
поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».