Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Направленность дополнительной образовательной программы. 1.2 Актуальность программы 1.3 Отличительные особенности дополнительной образовательной программы 1.4 Адресат. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образова- 3-7 3 3-4 4 4-5 тельной программы 1.5 Режим занятий 5 1.6 Объём 5 1.7 Срок освоения дополнительной образовательной программы 5 1.8 Уровневость 1.9 Формы обучения 6 1.10 Виды занятий 6 1.11 Формы подведения итогов реализации программы 2. Цель и задачи общеразвивающей программы 3. Содержание общеразвивающей программы 3.1 Учебный (тематический) план 3.2 Содержание учебного (тематического) плана 5-6 6-7 7 8-14 8 9-14 4. Планируемые результаты 15-18 5. Комплекс организации педагогических условий 18-25 5.1 Условия реализации программы 18-19 5.2 Формы аттестации, контроля, оценочные материалы 19-25 6. Список литературы Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися 26 27-33 ( с 1 по 4 класс) 2 1. Пояснительная записка 1.1 Направленность Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» дополнительной имеет духовно-нравственную, социально-педагогическую направ- образовательной ленность и предназначена для организации деятельности по обще- программы. интеллектуальному направлению в 1-х – 4-х классах общеобразовательной школы. Программа «Смысловое чтение» прежде всего, направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме. Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» является модифицированной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения – познавательной, по содержанию однопрофильной, разработана в соответствии с требованиями к результатам учебной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Учебной базой реализации программы является МОБУ СОШ №71. 1.2 Актуальность Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формиро- программы ванием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний 3 по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Для успешной социализации обучающихся добавлены инновационные педагогические технологии: исследовательский метод, метод проектов и проблемный метод. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. 1.3 Отличительные 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направлен- особенности до- ных на достижение личностных, метапредметных и предметных ре- полнительной об- зультатов освоения курса. разовательной 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры программы и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.,Криволаповой Н.А., Беденко М. В. 6. При планировании содержания занятий прописаны типы и виды чтения. Основные типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное. Основные виды чтения: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое. Отличительные признаки программы являются и нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, путешествия, коллективно-творческие работы, рисунки, конкурсы, проекты, викторины, посещение выставок, праздников, встречи с интересными людьми. 1.4 Адресат. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. 4 Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-10 лет. 1.5 Режим занятий Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 35 минут в первом классе; 45минут во втором, третьем и четвертом классе. В первых классах для развития двигательной активности и смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и физическому восстановлению. 1.6 Объём 1.7 Срок освоения 1.8 Всего реализуется в объеме 135 часов. Программа рассчитана на 4 года. дополнительной Количество часов в неделю – 1 образовательной За год: в 1классе – 33 часа, во 2 классе-34 часа, в 3 классе -34 часа, в 4 программы классе-34 часа. Уровневость Использование технологии уровневой дифференциации обучения позволяет создать разнообразные условия, чтобы дать возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Обучение детей, разных как по уровню развития, так и по учебным возможностям, пожалуй, нелёгкая задача, стоящая перед учителем начальных классов. Здесь важен индивидуальный подход к обучению. Основным средством осуществления индивидуализации обучения в начальной школе является внутриклассная дифференциация. Внутренняя (уровневая) дифференциация - совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований. Уровневая дифференциация позволяет организовать работу, как с отдельными учениками, так и с группами, создать психологическую комфортность и обучить каждого на уровне возможностей и способностей. Уровневая дифференциация предусматривает: наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который должен быть выполнен всеми учащимися; открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой; предоставление возможности повышенной подготовки, определяющейся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Учебные задания дифференцируются по уровню творчества, по объему, 5 по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся, по уровню трудности. Технология уровневой дифференциации обучения применяется на различных этапах учебного процесса: при изучении нового материала; при закреплении материала; организации работы над ошибками.. Для организации дифференцированного обучения необходимо разработать три типа дифференцированных заданий. 1 уровень – это базовый стандарт, ученик овладевает базовым уровнем. 2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал первого уровня, показывают применение понятий. 3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал, его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения. 1.9 Формы обучения Форма проведения занятий – групповая. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. 1.10 Виды занятий Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятиепраздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов, видеофильмов. Результаты работы: читательские дневники, фотографии, рисунки, проекты, исследовательские работы, результаты участия учащихся в конкурсах оформляются в виде итоговой выставки в уголке для чтения. 1.11 Формы подведе- Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей прохо6 ния итогов реали- дит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых ме- зации программы роприятиях, составляется портфолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией); ● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире); ● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных); ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. 7 3.Содержание общеразвивающей программы. 3.1 Учебный (тематический) план № Раздел, тема Количество часов 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 Русский народный фольклор 4ч 4ч 4ч 4ч 2 Друзья детства 4ч 4ч 4ч 4ч 3 О хороших людях 4ч 4ч 4ч 4ч 4 О наших сверстниках 4ч 4ч 4ч 4ч 5 О природе 4ч 4ч 4ч 4ч 6 Книги о животных 5ч 6ч 6ч 6ч 7 Русская литература 4ч 4ч 4ч 4ч 8 Зарубежная литература 4ч 4ч 4ч 4ч 33 ч 34 ч 34 ч 34 ч Итого: Всего 135 ч Учебный (тематический) план № 1 Раздел, тема Русский народный Количество часов всего теории 16 ч 6ч Формы аттестации, контроля практики 10 ч фольклор Викторина, проект, литературная игра, отчёт, отзыв, сочинение, 2 Друзья детства 16 ч 4ч 12 ч творческая работа, инсценирова- 3 О хороших людях 16 ч 6ч 10 ч ние, конкурс – кроссворд, игра- 4 О наших сверстниках 16 ч 4ч 12 ч драматизация, читательская кон- 5 О природе 16 ч 5 ч 11 ч ференция, устный журнал, чита- 6 Книги о животных 23 ч 6 ч 17 ч тельский дневник, фотографии, ри- 7 Русская литература 16 ч 4ч 12 ч сунки, исследовательская работа, 8 Зарубежная литература 16 ч 4ч 12 ч 135 ч 39 ч 96 ч Итого: участие учащихся в конкурсах различного уровня. 3.2 Содержание учебного (тематического) плана Структура курса В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 8 1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразо- вание и использование текстовой информации); 2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»: 4. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанно- 5. приобщение к литературе как искусству слова; 6. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. му; Содержание учебного (тематического) плана № Раздел, тема Русский фольклор Теория народный Знакомство с название раз- Практика Прогнозирование содержания раздела. дела. Устное народное твор- Планирование работы учащихся и учите- чество. Малые и большие ля по освоению содержания раздела. жанры устного народного творчества. Пословицы и Пословицы русского народа. В. Даль – поговорки. Русские народ- собиратель пословиц русского народа. ные песни. Сочинение по пословице. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Отличия прибаутки от потешки. Слово Потешки и прибаутки – ма- как средство создания образа. лые жанры устного народ1 ного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение счи- Считалки и небылицы – ма- талки и небылицы. лые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим Загадки – малые жанры уст- группам. ного народного творчества. Соотнесение смысла пословицы со ска- Сказки. Русские народные зочным текстом. Герои сказок. Характе- сказки. ристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Подробный пересказ на основе самостоя9 тельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Создание календаря исторических собыЛетопись. Былины. Особен- тий. ности жанра. Друзья детства Знакомство с названием Весёлые стихи о животных. Заголовок раздела. Прогнозирование стихотворения. Настроение стихотворе- содержания раздела. ния. Приёмы сказочного текста в стихо- Рифма. творении. Герой стихотворения. Характер героев. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинно- 2 Соотнесение пословиц и го плана. смысла стихотворения. Смысл название рассказа. Соотнесение Нравственные и этические названия рассказ с пословицей. Составле- представления. Рассказы Н. ние плана рассказа. Устные рассказы о Булгакова, Ю. Ермолаева, В. дружбе, взаимовыручке. Осеевой. Знакомство с названием Авторское отношение к читателю. Герой раздела. Прогнозирование авторского стихотворения. Сравнение ге- содержание раздела. роев стихотворения. Ритм стихотворения. Веселые стихи Б. Заходера, Чтение стихотворения на основе ритма. У. Успенского, В. Берестова, Инсценирование стихотворения. Веселые И. Токмаковой. Анализ за- рассказы для детей Э. Успенского, Г. головка. Заголовок – «вход- Остера, В. Драгунского. Герои юмористи- ная дверь» в текст. ческих рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. 3 О хороших людях Знакомство с названием Придумывание своих вопросов по содер- раздела. Прогнозирование жанию, сравнение их с необычными во- содержания раздела. просами из детских журналов. 10 Произведения из детских Подбор заголовка в соответствии с со- журналов. Игра в стихи. Д. держанием, главной мыслью. Ритм стихо- Хармс, Ю. Владимиров, А. творного текста. Выразительное Введенский. на основе ритма. чтение Заголовок. 4 О наших сверстниках Прогнозирование содержа- Приём звукописи как средства создания ние раздела. образа. Авторское отношение к изобража- Настроение стихотворения. емому. Чтение по ролям. Рифма. Герои произведений. Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. Эпическое стихотворение. Заголовок стихотворений. Содержание Стихи о детях. Заголовок произведения. Деление текста на части. стиха. Настроение стиха. Герои стихотворений. Характеристика ге- Звукопись как средство со- роя произв. с опорой на его поступки. здания образа. Выразитель- Герои юмористического рассказа. автор- ное чтение стихотворения. ское отношение к ним. Составление плана Юмористические рассказы текста. Подробный пересказ на основе са- для детей. Герои юмористи- мостоятельно составленного плана. ческого рассказа. авторское Подробный пересказ на основе картинно- отношение к ним. Составле- го плана. ние плана текста. 5 О природе Знакомство с названием Подробный пересказ на основе самостоя- раздела. Прогнозирование тельно составленного плана. содержание раздела. Подробный пересказ на основе картинного плана. Загадки о природе. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения Настроение стихотворения. Слова, кото- И. Бунина, К. Бальмонта, Я. рые помогают представить разные карти- Акима, Ф. Тютчева, С. Есе- ны. Авторское отношение к временам го- нина, С. Дрожжина. да. Русская народная сказка. Новогодняя быль. С. Ми- Главная мысль произведения. Соотнесе- халков. ние пословицы с главной мыслью произ- Весёлые стихи о природе. ведения. герой произведения. Характеристика героев. Особенности данного жанра. Чтение по 11 ролям. Книги о животных Рассказы о животных М. Герои рассказа. Нравственный смысл по- Пришвина, Е. Чарушина, Б. ступков. Характеристика героев. Подроб- Житкова, В. Бианки и др. ный пересказ на основе плана, вопросов, Научно-популярный текст. рисунков. Художественный текст. Особенности разного вида текстов. Общее представление о разных видах текста: художе- Определение целей создания этих видов ственном, учебном, научно- текста. Умение ориентироваться в нрав- популярном — и их сравне- ственном содержании художественных ние. произведении, осознавать сущность поведения героев.Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги 6 по её названию и оформле- нию.Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов 7 Русская литература Знакомство с названием Сравнение литературной и народной ска- раздела. Прогнозирование зок. Картины моря в сказке. Характери- содержания раздела. стика героев произведения Сказочные чудеса. Лириче- Средства художественной выразительно- ские стихотворения. Карти- сти. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. ны природы. Настроение стихотворения. Басни. Особенности жанра. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура 12 басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Герои литературных произ- Басни Л. Н. Толстого ведений. Характеристика героев произведений. Разные виды пересказа. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Зарубежная литера- Знакомство с названием тура Выставки книг. раздела. Прогнозирование содержание раздела. Американские, английские, Сравнение русских и зарубежных песе- французские, немецкие нок. народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторо8 ва, Л. Яхнина. Ш. Перро. Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубеж- Творческий пересказ: дополнение содер- ных и русских сказок. жание сказки. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Разделы программы: Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). 13 Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста- повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительновыразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. 14 4. Планируемые результаты В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные результаты: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные УУД: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Универсальные УУД: находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на 15 заданную тему; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; пользоваться аппаратом книги; овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. 4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 16 2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). Метапредметные результаты: 1. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 3. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. 4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 7. Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Способы отслеживания ожидаемых результатов: Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ. 17 Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий. Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование. 5. Комплекс организации педагогических условий 5.1. Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение Материально-техническая база образовательного учреждения способствует решению задач по обеспечению реализации основной образовательной программы и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. 1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. 2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. 3. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный. Принтер струйный цветной (по возможности), фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности). 1. Оборудование класса Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. 4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 5. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. 6. Полки для книг. Информационное обеспечение Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР ) http://school-collection.edu.ru Кадровое обеспечение Образовательная организация укомплектована учителями и педагогическими работниками в соответствии со штатным расписанием. Педагогические и руководящие работники для реализации и выполнения основной общеобразовательной программы начального общего образования имеют высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, необходимую квалификацию, методологическую культуру, сформированную готовность к непрерывному образованию. 510ле т ПеПедагогиче-даскийстаж10-го15лет гиПедагогиче-ческийстаж15-ский 20лет стаж свы ше20 лет гичеПедагогиче-ский скийстаж2-5лет стаж Педагогическийстаждо2Пехлет даго- образование Первая кваликоличе-фиство каВыс Высшая ква-шее цилификационнаяонпрокатегория феснаяСред катесионее гональ прория ноефес- Должность педа№ го- обрасиозованаль ние ное- Педагогические работники представлены следующим образом: 18 гического работника Учитель начальных 9 2 6 9 2 3 4 Классов Методические материалы 1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 2. Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. 5. Детские книги. Библиотечный фонд школы. Печатные пособия 1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению и в программе обучения (в том числе и в цифровой форме) 2. Толковый словарь Ожегова С.И. 3. Словари по литературному чтению 4. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. 5. Портреты писателей и поэтов. 6. Репродукции картин русских и зарубежных художников. Экранно - звуковые пособия 1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. 2. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. 3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Игры и игрушки. Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. 5.2 Формы аттестации, контроля, оценочные материалы. Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы: 19 Контроль техники и навыка смыслового чтения; Проверка читательского кругозора (анкета); Анкетирование по выявлению мотивации чтения; Участие в конкурсах по данному предмету. Ожидаемые конечные результаты программы: Улучшение техники и навыка смыслового чтения; Становление и расширение читательского кругозора; Повышение мотивации чтения; Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету. Формы педагогического контроля: Входная диагностика таблица сформированности навыка смыслового чтения, собеседование анкетирование Промежуточная диагностика В течение учебного года используются следующие формы текущего педагогического контроля: таблица сформированности навыка смыслового чтения, педагогическое наблюдение собеседование изучение практических и творческих работ, защита проектов Итоговая диагностика таблица сформированности навыка смыслового чтения, творческий отчет (4 класс) Использование различных форм диагностики помогает дифференцировать образовательный процесс. Формы представления результатов диагностики: диаграмма изменений знаний, умений, навыков и воспитанности; таблица сформированности навыка смыслового чтения, «Мои достижения. Раздел портфолио» (в неё заносятся результаты конкурсов, проекты, активность на занятиях и т.д.); запись в журнале, где педагог фиксирует достижения и результаты обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах и т. д. Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы, разработаны следующие уровни и критерии их оценки. Критерии оценки: 20 3 балла - высокий уровень; 2 балла - средний уровень; 1 балл - низкий уровень. Работа с читательским дневником: Ежедневный учет прочитанного для учащихся 1-2 классов; Ежедневный учет прочитанного и периодический анализ для учащихся 3-4 классов; Составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся; Наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся. Участие в концертах: Выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по мотивам литературных произведений; Выступление с номерами художественной самодеятельности Участие в конкурсах различных уровней: Ежегодное участие в декаде по предмету «Литературное чтение»; Участие в конкурсах стихов; Участие в тематических викторинах и играх; Участие в конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней. Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы: Контроль техники и навыка смыслового чтения; Проверка читательского кругозора (анкета); Анкетирование по выявлению мотивации чтения; Участие в конкурсах по данному предмету. Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся» Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса. № Вопросы 1 Любишь ли ты читать? 2 Почему ты любишь читать? да Нет многое -можно -интересно узнать 3 Посещаешь ли ты библиотеку? 4 Что ты любишь читать? да Нет -стихи -смешные расска- -сказки зы -рассказы о жи- вотных 5 Что любишь больше всего? -читать сам - слушать других 21 Читают ли в вашей семье вслух кни- 6 -читают -не читают -хвалят -ругают, сердятся Могу не могу ги? Как ведут себя родители во время тво- 7 его чтения? Можешь ли ты назвать книгу, кото- 8 рую недавно прочитал Проверка читательских умений во 2 классе. В работе с книгой второклассник должен уметь: использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций; определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления; пользоваться сносками и примечаниями книги; отвечать на типовые вопросы о книге; составить рассказ о книге в целом после рассматривания. Проверка читательского кругозора Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии. Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий: 1. Что мы узнаем о книге с ее обложки? 2. Что мы узнаем о книге с титульного листа? 3. Назови писателей - авторов сказок 4. Скажи, каких поэтов ты знаешь. 5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей. 6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.) 7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры. 8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры. 9. Чем отличаются стихи от прозы? 10. О чем вы любите читать? 11. Что отличает произведения народного творчества и литературы? 12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения 13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время? Проверка читательских умений в 3 классе. В работе с книгой третьеклассник должен уметь: 22 выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам; характеризовать книгу в целом; сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги; представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям. В работе с текстом третьекласснику нужны умения, готовиться к восприятию нового произведения; эмоционально и аналитически воспринимать читаемое; составить рассказ о герое произведения; кратко передать события (сюжет); самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста. Проверка читательского кругозора 1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время. 2. Назовите фамилии отечественных поэтов. 3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок 4. Какие басни вы знаете? 5. Кто из писателей пишет о природе? 6. Назовите авторов зарубежной литературы. 7. Назовите известные вам жанры произведений. 8. Назовите любимые темы чтения. 9. тему и жанр просмотренной книги; называть тип Проверка читательских умений в 4 классе. В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников: 1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения; 2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения; 3. устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, 4. выборочно); 5. ставить перед собой цель чтения книги. 6. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ). Проверка читательского кругозора. Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий: 1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, рома23 ны, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки ,колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.) 2. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.). 3. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей:Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.) 4. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы:выбранные по совету других и выбранные самостоятельно. 5. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.) 6. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников. 7. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую- то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.) Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе Фамилия, имя 1класс 2класс 3класс 4 класс Планировать работу Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы Работа со словарем, энциклопедией Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема) Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала 24 Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. 25 6. Список литературы 1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // 2. Жиренко О. Е. Методические рекомендации «Смысловое чтение». 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2017. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. 5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. 7. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru 26 Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися 1 класса Фольклор 1. Русские народные сказки: Крошечка-Хаврошечка. 2. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей Кот, петух и лиса Лиса и заяц Бычок – смоляной бочок Лиса и журавль Лисичка-сестричка и волк Петушок - золотой гребешок 3. Сказки народов мира: африканская сказка "Малыш леопард и малыш антилопа", черногорская сказка "Милош находит мать". 4. Шотландские народные песенки. "Крошка Вилли Винки", пересказала И. Токмакова. 5.Английские народные песенки. "Храбрецы", перевод С. Маршак. 6.Английские детские песенки. "Плывет, плывет кораблик", перевод С. Маршака. 7. Чешские народные песенки для детей. "Хоровод", пересказал С. Маршак. 8. Словацкая сказка "У солнышка в гостях". Литературная сказка 1. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик" 2. А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне" 3. В. Гауф"Калиф-аист" 4. А. Милн"Винни Пух и все-все-все" 5. Братья Гримм "Король Дроздобород" 6. Ш. Перро "Спящая красавица" 7. Д. Родари"Путешествие Голубой стрелы" 8. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане…" 27 9. П. Ершов "Конек-горбунок" 10. П. Бажов "Серебряное копытце" 11. В. Катаев "Дудочка и кувшинчик" 12. К. Чуковский "Доктор Айболит", "Тараканище", "Бармалей" 13. М. Пляцковский"Разноцветныезверята" 14. Г. Цыферов "Как лягушонок искал папу" 15. А. Митяев "Богатыри" Рассказы о детях и для детей 1. Рассказы из "РУССКОЙ АЗБУКИ" Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок"). 2. Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры". "Карасик". "Веселая семейка" и другие рассказы. "Приключения Незнайки и его друзей". 3. В. Драгунский. "Он живой и светится…" 4. В. Осеева. "Волшебное слово", "Почему?", "Синие листья". 5. Б. Житков. Как я ловил человечков. О животных 1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко. 2. Г. Снегирев. Скворец. Хитрыйбурундучок и другие рассказы. 3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки. 4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята. 5. И. Соколов-Микитов. Листопадничек. Русская классическая поэзия. Басни. 1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…" 2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…" 3. К. Бальмонт "Снежинка". 4. С. Есенин. "Поет зима – аукает…" 5. С. Черный "На коньках", "Про девочку, которая нашла своего мишку", "Кто?" 6. И.А. Крылов. "Лебедь, рак да щука", "Стрекоза и муравей", "Ворона и лисица". Современная поэзия 1. Н. Рубцов "Воробей", "Ворона". 2. А. Барто "В защиту Деда Мороза". 3. Г. Сапгир "Подарки весны", "Садовник", "Кошка и я", "Лесная азбука", "Четыре конверта", "Сказка о лесной музыке". 4. Е. Трутнева "Осень". 28 5. И. Пивоварова "Долго мы искали", "О чем мечтала туча", "Синий вечер". 6. О. Дриз "Стеклышки", "Пуговки", "Сто весёлых лягушат", "Когда человеку шесть", "Виолончель", "Глоток воды". 7. Ю. Мориц "Это - да! Это - нет!", "Любимый пони", "Пони". 8. Д. Родари "Поезд стихов". 9. В. Берестов "Сказки, песни, загадки", "Мастер Птица". 10. В. Берестов "Жаворонок", "По дороге в первый класс". 11. И. Токмакова "Плим". 12. Р. Сеф "Необычный пешеход", "Ключ от сказки". 13. С.В. Михалков "Стихи для детей". Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися 2 класса Фольклор. 1. Русские народные сказки: "Гуси-лебеди". "Морозко". "Два мороза". "Снегурочка". "Иванцаревич и серый волк". "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". "Мальчик с пальчик". "Финист Ясный Сокол". "Семь Симеонов-семь работников". 2. Сказки народов мира: украинская сказка "Колосок" венгерская сказка "Два жадных медвежонка", татарская сказка "Три дочери", латышская сказка "Как петух лису обманул", белорусская сказка "Легкий хлеб", нанайская сказка "Айога", немецкая сказка "Бабушка Метелица", японская сказка "Журавлиные перья", американская сказка "Муравей и пшеничные зерна". 3. Богатырские сказки. Литературные сказки. Братья Гримм. "Золотой гусь" и другие сказки. Ш. Перро. "Кот в сапогах". "Золушка". Г.Х. Андерсен. "Дюймовочка". "Огниво". "Снеговик". В. Одоевский. "Мороз Иванович". "Городок в табакерке". Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост". "Серая Шейка". О природе и животных. 1. В. Бианки. "Музыкант". "Аришка-трусишка". "Сова". "Хитрый Лис и умная Уточка". "Наводнение в лесу". "Купание медвежат". "Приспособился". "Приключения Муравьишки". 29 2. М. Пришвин. "Журка", "Хромка", "Глоток молока," "Золотой луг", "Лисичкин хлеб", "Птицы под снегом". 3. Е. Чарушин. "Страшный рассказ", "Кот Епифан", "Друзья", "Томкины сны", "Никита-охотник". 4. Н. Сладков. "Всему свое время", "Барсук и Медведь", "Лиса-плясунья", "Сорока и Заяц", "Почему год круглый?", "Медвежья горка". 5. Г. Скребицкий. "Заботливая мамаша", "Жаворонок", "Как белочка зимует", "Чем дятел кормится". 6. Г. Снегирев. "Про пингвинов". Рассказы о детях и для детей. Л. Толстой. "Два товарища", "Филиппок", "Котенок", "Гроза в лесу", "Как волки учат своих детей", "Пожар", "Деревья дышат", "Азбука", "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря?" Русская классическая поэзия. Басни 1. А.С. Пушкин. "Унылая пора! Очей очарованье…", "В тот год осенняя погода…", "Уж небо осенью дышало…", "За весной, красой природы…", "Опрятней модного паркета…" 2. С. Есенин. "Ночь", "Береза", "Черемуха", "Нивы сжаты, рощи голы…" 3. Ф. Тютчев. "Чародейкою зимою…", "Весна". 4. А.А.Фет. "Ласточки пропали…" 5. И.А. Крылов. "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей". 6. Н. Некрасов. "Саша" 7. И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает…" 8. В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися 3 класса Тема 1. Сказочные друзья ДиКамилло К. "Удивительное путешествие кролика Эдварда". Кинг-Смит Д. "Леди Дейзи". Линдгрен А. "Мио, мой Мио!" Виткович В, Ягфельд Г. "Сказка среди бела дня". Седов С. "Сказки «Детского мира». Уильямс М. "Плюшевый заяц, или Как игрушки становятся настоящими". Тема 2. Животные и люди Перовская О. "Ребята и зверята" Сетон-Томпсон Э. "Рассказы о животных" Пеннак Д. "Собака Пёс" 30 Собаки: ДиКамилло К. "Спасибо, Уинн-Дикси" Моуэт Ф. "Собака, которая не хотела быть просто собакой" Саундерс М. "Красавец Джой: История собаки, рассказанная ею самой" Кошки: Гэллико П. "Томасина" Лошади: Алмазов Б. "Самый красивый конь" Кравченко А. "Здравствуй, лошадь!" Сьюэлл А. "Чёрный Красавчик" Поросята: Кинг-Смит Д. "Поросёнок Бейб", "Туз Треф", "Шпунтик Собачья Лапа" Уайт Э. "Паутинка Шарлотты" Экзотические животные: Кирога О. "Сказки сельвы: Сказки о животных" Тема 3. Наша семья Парр М. "Вафельное сердце" Ферра-Микура В. "Двенадцать человек – не дюжина" Лобе М. Бабушка на яблоне. Бёрдселл Дж. "Пендервики. Летняя история про четырёх сестёр, двух кроликов и одного мальчика, с которым было не скучно" Сабитова Д. "Сказки про Марту" (для совместного чтения). Малышев И. А. "Там, откуда облака" Касс К. "Истории про Петру" Тема 4. Ко Дню Победы Нёстлингер К. "Лети, лети майский жук!" Детские рассказы о войне Льва Кассиля. Список художественной литературы, рекомендованной для чтения с учащимися 31 4 класса 1. Былины Новгородского цикла: «Садко» 2. Русские народные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть» 3. Классики русской литературы: М. Лермонтов «Бородино» А. Чехов «Каштанка» Л. Чарская «Сибирочка», «Записки гимназистки» А. Андреев «Петька на даче» Саша Черный «Дневник Фокса Микки» Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»; 4. Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести: А. Пушкин. Сказки. С. Аксаков «Аленький цветочек» С. Козлов «Сказки» П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик» А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» 5. Классическая советская литература: Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!» В. Катаев «Сын полка» Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо» С. Прокофьева «Пока бьют часы» К. Паустовский «Мещерская сторона» Е. Ильина «Четвертая высота» В. Железников «Чудак из 6 «Б», «Чучело» В.Крапивин "Оруженосец Кашка" Р.Фраерман "Дикая собака Динго или Повесть о первой любви" А.Гайдар "Тимур и его команда" А.Рыбаков "Кортик", "Бронзовая птица" Э.Сетон-Томпсон "Рассказы о животных" Ю.Олеша "Три толстяка" С.Алексеев "Богатырские фамилии", рассказы. Фольклор 1. Былины: "Садко", "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей - Разбойник". 32 Литературная сказка 1. А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители". 2. П. Бажов. "Уральские сказы". 3. Е. Шварц. "Сказка о потерянном времени", "Два клена" (пьеса). 4. В. Одоевский. "Городок в табакерке" О детях и для детей. 1. А. Гайдар. "Тимур и его команда", "Дальние страны". О природе и животных. 1. Э. Сетон-Томпсон. "Чинк". Русская классика. Проза. 1. А.П. Чехов. "Каштанка", "Мальчики". 2. А. Куприн. "Белый пудель", "Барбос и Жулька". 3. Д. Григорович. "Гуттаперчевый мальчик". В. Короленко. "Слепой музыкант" Басни. Лирика. Поэмы. 1. Н. Некрасов. "Дед Мазай и зайцы". 33