Дополнительная образовательная программа Школа будущего первоклассника

Содержание
1. Пояснительная записка
1. 1.

Актуальность и новизна предшкольной подготовки детей седьмого года

3

жизни
1. 2.

Цель, задачи, принципы

3-4

2. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе
2. 1.

Организация учебных занятий «Школы будущего первоклассника»
Планируемые результаты освоения программы: личностные, метапред-

2. 2.

5
5-8

метные (предпосылки) и предметные
3. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в
школе

3. 1.

Курс «Развитие речи и основы грамоты»

9-10

3. 2.

Курс «Занимательная математика и логика»

10-11

3. 3.

Учебный план

3. 4.

Тематическое планирование

11
12-14

4. Методические рекомендации для педагогов
4. 1.

Методические рекомендации образовательного процесса на этапе пред-

15

школьного образования
4. 2.

Работа с родителями

4. 3.

Педагогическая диагностика
Источники

16
16-34
35

2

1.

Пояснительная записка

1.1. Актуальность и новизна предшкольной подготовки детей седьмого года жизни.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги
учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем,
практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы дошкольник попробовал себя в роли ученика, познакомился с учебным классом, научился контактировать со сверстниками и учителем, старался внимательно слушать и выполнять задания учителя. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы,
которая создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение в начальной школе.
Новизна: организация педагогического сопровождения старших дошкольников.
1. 2. Цель, задачи, принципы.
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников подготовлена в соответствии с программой подготовки дошкольника к школьному обучению «Предшкольная пора»
под ред. Н.Ф. Виноградовой и предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной
деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта.
Цель программы:
·

обеспечить формирование готовности и интереса к обучению, «внутренней позиции школьника»,
развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи:
- формирование навыков учебной деятельности;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
3

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
·

Гуманистический принцип предполагает:

- всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
- защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание само ценности и значимости каждого
дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
- усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
·

Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

- как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной
речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера,
договариваться, разрешать конфликты;
- как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
·

Принцип творческой активности предполагает:

- стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых
познавательных и художественно-творческих задач;
- участие в коллективных формах работы;
- создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на
основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания
само ценности каждого учащегося.
·

Принцип обучения деятельности.

Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают новое путем решения доступных проблемных
задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового
формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения
интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемнодиалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Такой подход позволяет обеспе4

чить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания,
так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельности основе.
2.

Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.
2. 1. Организация учебных занятий «Школы будущего первоклассника»:
·

группы формируются из детей 6-7 летнего возраста;

·

наполняемость групп не более 20 человек;

·

продолжительность обучения составляет 12 недель (сентябрь - декабрь);

·

режим занятий: 2 раза в неделю (вторник – четверг) – 2 занятия по 30 минут, перерыв между занятиями – 10 минут;

·

общее количество занятий – 48 ч: курс «Развитие речи и основы грамоты» - 24 ч; курс «Занимательная математика и логика» - 24 ч

Обучение отвечает всем требованиям СанПиН 2.4.2. №2821- 10.
2.2. Планируемые результаты освоения программы: личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметных результатов.
Ребёнок научится:
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила
поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах
окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый
желаемый планируемый личностный результат.
5

Метапредметным результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту
УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные
картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические
рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение
схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную
точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по
деятельности;

6

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько
было? Сколько стало? Сколько осталось?
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)
среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие
7

фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Ребенок получит возможность научиться:
•

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и
отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

•

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

•

моделировать слова, предложения по заданному образцу и самостоятельно;

•

составлять и правильно оформлять в речи связанный рассказ по заданной теме;

•

активизировать словарный запас через речевую деятельность, восприятие речи и говорение;

•

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном
направлении;

•

присчитывать и отсчитывать по одному;

•

использовать основные правила построения линейного орнамента;

•

выполнять простейшие логические задания;

•

выстраивать закономерности по заданному условию или отдельному элементу, определять главный признак деления на группы.

8

3. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.
3.1. Курс «Развитие речи и основы грамоты»
Изучение данного курса обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи,
формирование

умений

составлять

описательный,

повествовательный

рассказ,

рассказ-

рассуждение. Особое внимание направлено на подготовку к изучению русского языка, чтению,
грамоте и развитие мелкой моторики. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к
овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи:
1. Обогащение и пополнение активного словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук,
тетради, ручки в руке;
6. Умение ориентироваться в пространстве листа, строки.
Содержание курса «Развитие речи и основы грамоты»
Работа по развитию связной речи и подготовки к обучению грамоте строится на основных ее
уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
9

Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»; соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
3.2. Курс «Занимательная математика и логика»
Цель: формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и
процессу обучения в целом.
Задачи:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о
последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления
отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Содержание курса «Занимательная математика и логика»
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение
предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел.
Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц
и двух меньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе
относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше
данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
10

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник,
отрезок). Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве
и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и
т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра,
раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
3. 3.

Учебный план

1. Курс «Развитие речи и основы грамоты» - 24 ч
1

Вводное занятие. Входная диагностика

1ч

2

Предложение

3ч

3

Слово. Деление слов на слоги

3ч

4

Звуки речи

1ч

5

Гласные звуки. Звуковой анализ слов

4ч

6

Согласные звуки

4ч

7

Моделирование слов.

3ч

8

Развитие речи

3ч

9

Игры с буквами звуками, словами

1ч

10

Итоговая диагностика

1ч

1. Курс «Занимательная математика и логика» - 24 ч
1

Вводное занятие. Входная диагностика. Числовой ряд

1ч

2

Число и цифра. Состав чисел первого десятка

9ч

3

Число 10 Состав числа 10. Уменьшение и увеличение 2 ч
числа на несколько единиц

4

Ориентирование на плоскости и в пространстве. Вы- 3 ч
полнение графических заданий

5

Закономерности. Логические задачи

3ч

6

Временные понятия

3ч

7

Прямой и обратный счёт. Итоговая диагностика

3ч

Итого:

48 ч

11

3. 4.

Тематическое планирование курса «Развитие речи и основы грамоты»

№
1

Тема занятия
Давайте познакомимся. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.
Входная диагностика.

2

Предложение. Модели предложений.

3

Предложение. Составление предложений по заданным моделям.

4

Предложение. Составление небольших рассказов по серии сюжетных картинок.

5

Единица речи – слово. Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки».

6

Слово, слог, звук.

7

Слова делятся на слоги. Знакомство со схемой слова.

8

Гласные и согласные звуки. Отличие схемы от модели слова.

9

Гласные звуки. Моделирование слов.

10

Гласные звуки. Моделирование слов.

11

Звуковой анализ слов. Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных
словах.

12

Звуковой анализ слов. Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных
словах.

13

Согласные звуки.

14

Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Особенности обозначения в схеме слова.

15

Обозначение твёрдых и мягких согласных буквами гласных.

16

Обозначение твёрдых и мягких согласных буквами гласных.

17

Звуковой анализ слов. Упражнение в выделении звуков в односложных, двусложных и
трёхсложных словах.

18

Звуковой анализ слов. Упражнение в выделении звуков в односложных, двусложных и
трёхсложных словах.

19

Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове. Обозначение мягкости согласного звука.

20

Слова, характеризующие свойства и качества предмета.

21

Слова, характеризующие эмоциональные состояния людей.

22

Слова – синонимы, слова – антонимы. Сравнение объектов окружающего мира.

23

Игры с буквами, звуками, словами. Ребусы, кроссворды.

24

Игры со словами: слова в цепочке, составление слов и предложений к заданной модели.
Итоговая диагностика.

12

Тематическое планирование курса «Занимательная математика и логика»
№
1

Тема занятия
Числа от 0 до 10. Ноль. Ориентировка на листе в клеточку. Логические задачи (классификация предметов по признакам). Сравнение предметов по длине, высоте. Входная диагностика.

2

Число и цифра 1.Прямой и обратный счет в пределах 10. Логические задачи (продолжение логического ряда). Понятия: слева, справа, вверху, внизу.

3

Число и цифра 2. Понятие «пара». Порядковый счет в пределах 10. Ориентировка в тетради в клеточку. Знакомство со знаками «больше», «меньше», «равно». Графические работы (штрихование и раскрашивание).

4

Число и цифра 3. Счет в пределах 10. Равенство. Неравенство. Геометрические фигуры:
треугольник.

5

Число и цифра 4. Счет в пределах 10. Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графический диктант по клеточкам. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб, четырёхугольник.

6

Число и цифра 5. Состав числа 5. Счет в пределах 10. Сколько всего? Логические задачи
(классификация предметов по признакам). Геометрические фигуры: пятиугольник.

7

Число и цифра 6. Состав числа 6. Счет в пределах 10. Графические работы (рисование
узоров по клеточкам).

8

Число и цифра 7. Состав числа 7. Счет в пределах 10. Соседи числа: предыдущее, последующее число. Каждой цифре – своё место. Графические работы (рисование по памяти).

9

Число и цифра 8. Состав числа 8. Счет в пределах 10. Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество). Направления движения: слева направо, справа
налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад. Графический диктант по клеточкам. Знак
«плюс»

10

Число и цифра 9. Состав числа 9. Счет в пределах 10. Знак «минус». Логические задачи
(ребусы). Графические работы (срисовывание предметов по клеточкам и точкам).

11

Число 10.Состав числа 10. «Увеличить на…», «Уменьшить на...» Ориентировка в кабинете по словесной инструкции. Графические работы (дорисовывание недостающих частей
предметов).

12

Счёт от 1-10. Решаем примеры. Логические задачи (головоломки). Графические работы
(штриховка и раскрашивание узоров).

13

«Фигурки спрятались». Вверх, вниз, направо, налево. Сравни, найди отличия. Графические работы (дорисовывание недостающей части предметов). Счёт от 1-10. Состав чисел
13

6-7.
14

Логические задачи. Графические работы (графический диктант по клеточкам). «Каждой
цифре - своё место». Счёт от 1-10. Состав чисел 6-7.

15

Времена года, стороны света, части суток. Группа предметов. Нахождение в группе
предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти). Графические работы. Счёт от 1-10. Состав числа 8.

16

Закономерности. Ориентировка в пространстве, использование предлогов: в, на, над,
под, за, перед, между, от, к. Графические работы (рисование по памяти), графический
диктант.

17

Логические задачи. Ориентировка в пространстве, понятия: в том же направлении, в противоположном направлении. Графические работы (графический диктант). Счёт от 1-10.
Состав числа 9.

18

Закономерности. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Логические задачи (игры, развивающие логическое мышление). Графические работы (штриховка и раскрашивание узоров).

19

Логические задачи. Формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. Счёт от 1-10. Состав числа 10.

20

Найди пару. Радуга и ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. Логические задачи (нахождение отличий у двух одинаковых картинок). Графические работы
(штриховка и раскрашивание).

21

«Что изменилось?» Ориентировка во времени: названия месяцев (первый – январь, второй – февраль…). Логические задачи (нахождение «лишнего» предмета). Графические
работы (графический диктант по клеточкам).

22

Числа от 0 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Решение задач. Графические работы (графический диктант). Круг, овал.

23

Счёт от 0-10. Прямой и обратный счет. Формирование представлений: утро, день, вечер,
ночь. Подбор и группировка предметов по 1 – 2 признакам. Графические работы (срисовывание предметов по точкам).

24

Чему мы научились. Итоговое занятие. Игры с числами: головоломки, ребусы.
Итоговая диагностика.

14

4. Методические рекомендации для педагогов
4.1. Методические рекомендации образовательного процесса на этапе предшкольного образования.
При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования:
·

необходимость получения реального результата обучения, определенного программой;

·

учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям и
желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а
также созданию благополучного эмоционально - психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
•

учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая
и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения на основе деятельностного подхода;

•

создавать условия для разнообразного учебного и внеучебного общения детей, способствующего для развития коммуникативных умений;

•

знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе
обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками,
индивидуальные эмоциональные проявления;

•

предъявлять детям только такие требования, которые они могут выполнить, что будет способствовать формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого - успешности обучения.
Методы проведения занятий

·

Объяснительно – иллюстративный метод, метод, при котором учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

·

Репродуктивный метод (правильное воспроизведение и применение информации).

·

Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения).

·

Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

·

Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Педагогические требования к проведению занятий
·

Учёт индивидуальных возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.

·

Использование разнообразных форм проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальной работы каждого ребёнка.
15

·

Чередование видов деятельности.

·

Проведение физминуток и динамических пауз.

·

Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.

4. 2. Работа с родителями
Отличительной чертой работы школы будущего первоклассника является работа педагога в
тесном контакте с родителями. В конце каждого занятия родители знакомятся с видами деятельности на занятии и индивидуальными результатами. Родители могут присутствовать на занятии и при проведении индивидуальной диагностики.
Во время работы «Школы будущего первоклассника» родители получают индивидуальные
рекомендации по вопросам изучаемых тем на занятиях. По завершении занятий родители знакомятся с индивидуальными достижениями ребёнка.
4. 3. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика программы представляет собой систему отслеживания результатов образовательного процесса в несколько этапов. На начальном этапе обучения проводится
входная диагностика стартового уровня интеллектуального, личностного и социального развития
ребёнка, в конце обучения проводится итоговая диагностика освоения обучающимися образовательной программы с целью отслеживания динамики развития ребёнка.
Начальный этап (сентябрь)
Входная диагностика с методическими рекомендациями для проведения и критерии оценивания
Вариант 1. Индивидуальная форма проведения
Вариант 2. Групповая форма проведения
Заключительный этап (декабрь)
Итоговая диагностика с методическими рекомендациями для проведения и критерии оценивания
Вариант 1. Индивидуальная форма проведения
Вариант 2. Групповая форма проведения

16

Начальный этап (сентябрь)
Входная диагностика с методическими рекомендациями для проведения и критерии оценивания
Вариант 1. Индивидуальная форма проведения
Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
2. Какое животное больше: лошадь или собака?
3. Что раньше: обед или завтрак?
4. Днем светло, а ночью?
5. Утром мы завтракаем, а днем?
6. Яблоки, груши, персики – что это?
7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
8. Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ .
9. В каком городе ты живешь?
10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.
14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?
15. Зачем люди занимаются спортом?
16. Чем отличается старый человек от молодого?
17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
18. От какого животного получают молоко?
19. Назови по порядку дни недели.
20. Назови по порядку времена года.
21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел,
воробей, ворона, голубь.
22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.
23. Подбери по три слова на буквы А, Н.
24. Какое слово длиннее: веревка или река?
25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом
предложении?
26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.
27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).
28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?
17

29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Критерии оценивания:
Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.
Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.
Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.

Вариант 2. Групповая форма проведения
Задание 1. «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Назначение задания: выявить особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в
режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведен образец узора, который ребёнок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Учитель ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узор каким бы то ни было образом называть элементы узоров «большая М, маленькая Л» и
тому подобное.
Инструкция
«Посмотрите внимательно на рисунок. Здесь нарисован узор. (Учитель показывает на бланке
место, где расположен узор). Возьмите простой карандаш и продолжите узор до конца строки. Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать». (Инструкция повторяется дважды)
Оценка выполнения задания
4 балла - ребёнок чётко удерживает последовательность в узоре, не привносит дополнительных
углов при написании элементов. При этом допускается увеличение размеров элементов или их
уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. Опора на знакомые буквенные
элементы, даже если они несколько разного размера, и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребёнка, а не «наводкой» учителя, которая недопустима). Допустим
«уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз.
3 балла –последовательность и величина элементов сохраняется, но строка уходит вверх или вниз
более чем на 1 см.
2 балла – допущены единичные ошибки при выполнении первого узора (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу) при удержании в дальнейшем
правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допущен несколько больший разброс
величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения.
18

1 балл – а) наличие ошибки в количестве элементов (например, маленьких «пиков» два, а больших
– один);
б) упрощение графической программы (чередование большого и маленького «пиков»);
в) наличие изолированного написания элементов(разрывов);
0 баллов – а) не возможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца
строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определённой ритмики.
б) ребёнок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим
делом.
Задание 2. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе
деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.
У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа состоит из двух частей:
1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.
Инструкция к первой части задания (повторяется два раза)
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять
круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей.
Начинайте рисовать»
Инструкция ко второй части задания
«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки
– всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно»(Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом)
Оценка задания (оценивается лучший вариант)
4 балла: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их
форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет
средней бусины (синий);
3 балла: учтены три любых условия;
2 балла: учтено два условия;
1 балл: учтено одно условие;
0 баллов: задание не выполнено.
Оценка самоконтроля
19

4 балла: а) задание сразу выполняет правильно; или б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3 балла: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2 балла: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; или б) при
повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
1 балл: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Задание 3. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)
Назначение задания: выявить умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.
Инструкция
«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите
эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были
одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно раскрасить одинаковым цветом. Сколько
найдёте групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей.(Задание повторяется дважды).
Оценка задания
4 балла: классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных
треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных (названия треугольников даются для учителя)).
3 балла: допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевёрнутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);
2 балла: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);
1 балл: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников).
0 баллов - бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.
Задание 4. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также переводу
звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).
Работа над заданием состоит из двух частей: обучающей и основной.
Инструкция к 1-й части задания
«Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку
несколько слов. Писать их вы будете не буквами, а кружочками». Далее разбирается обра20

зец. «Хором произнесите медленно слова РАК, а я под вашу диктовку запишу это слово
кружочками:
Проверим написанное, прочитаем кружки:
= Р- А-К
Всё правильно.
Инструкция ко второй части задания
Найдите на бланке задание 4 и «поле» в клеточку. Сейчас я буду диктовать разные слова, а
вы нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово УМ
.(Дети записывают). Теперь под этим словом запишите слово УХО. (Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова).
Всего для диктанта предлагается шесть слов, в которых не расходится количество звуков и
букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются чётко, но без разделения на
слоги: УМ, УХО, ЛАПА, СОСНА, ЗВЕЗДА, КАПИТАН.
Оценка задания
4 балла: правильно выполнены схемы всех шести слов;
3 балла: правильно выполнены 4-5 схем;
2 балла: правильно выполнены 2-3 схемы;
1 балл: правильно выполнена 1 схема;
0 баллов: не выполнено ни одной схемы.
Задание 5. «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код
со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).
Организация работы: Работа состоит из двух частей: обучающей и основной. Количество кружков
в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены в разбивку по отношению к
рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив
их линиями.
Инструкция к первой части задания
«Сейчас вы попробуете «читать» слова, но записаны они не буквами, а кружками».
Далее разбирается образец. На доске две схемы.
Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
Учитель: Кто нарисован на этом рисунке?
Д. Волк.
У. Какой набор кружков подходит к этому слову?
Читаем первую схему:
21

В-О-Л-К
Она не подходит. Читаем вторую схему:
В-О-Л-К
Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок. Так же проводится чтение слова «сом».
Инструкция ко второй части задания
«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо
произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует
этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться». (Задание повторяется дважды).
Оценка задания
4 балла: правильно соединены с рисунками все пять схем;
3 балла: правильно соединены с рисунками 3- 4 схемы;
2 балла: правильно соединены с рисунками 2 схемы;
1 балл: правильно соединена с рисунком 1 схема;
0 баллов: все схемы соединены с рисунками неправильно.
Задание 6 «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете
предметов и умение упорядочивать.
Инструкция по выполнению задания
«Внимательно рассмотрите круги к заданию номер шесть. В одних точек много, в других –
мало. У вас на рисунке эти круги расположены в беспорядке. Подумайте и нарисуйте эти круги в ряд по порядку. Когда будете искать тот или иной порядок, не забывайте, что на кругах
есть точки. Круги рисуйте на линии».
Оценка задания
4 балла: задание полностью выполнено верно - круги нарисованы в порядке убывания количества
точек или в порядке возрастания;
3 балла: в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки;
2 балла: в расположении кругов допущены 3-4 ошибки;
1 балл: в расположении кругов допущено 5 ошибок;
0 баллов: допущено более 5 ошибок.
Задание 7.
Назначение задания: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
22

Инструкция по выполнению задания
Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. Маша нашла 4 белых гриба и 2 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Маша? Нарисуйте
столько кружков, сколько грибов нашла Маша. (Текст задачи можно повторить.)
2. На ветке висели 7 яблок. Два яблока упали. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов,
сколько яблок осталось висеть на ветке. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
4 балла: выполнены верно обе задачи;
3 балла: одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или
квадратов неверное;
2 балл: выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
1 балл: есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
0 баллов: задание не выполнено

Шкала оценивания результатов диагностики
20 б. – 24 б. – Высокий уровень
15 б. – 19 б. – Выше среднего уровня
11 б. – 14 б. – Средний уровень
меньше 11 б. – Низкий уровень

23

Заключительный этап (декабрь)
Итоговая диагностика с методическими рекомендациями для проведения и критерии оценивания
Вариант 1. Индивидуальная форма проведения
1. Методика Джекобсона по определению объема памяти
Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. "Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне
их назовешь."
2, 7, 4 3, 7, 1
9, 6, 1, 8 3, 0,6, 2
4, 7, 2, 5, 9 1, 4, 9, 6, 0
6, 0, 7, 5, 9, 2 3, 8, 1, 5, 7, 2
1, 7, 4, 2, 8, 3, 9 9, 0, 3, 8, 5, 2, 7
Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то
строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца.
При воспроизведении:
7 знаков оценивается в 10 баллов
6–9б
5–7б
4–4б
3–1б
2. Методика по определению концентрации и распределения внимания
Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных
фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.
При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную
вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну
фигуру крестик, а на другую - нолик.
Инструкция. "Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить
в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".
При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание
ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не
ставить.
Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как
быстро и уверенно ребенок выполняет задание.
3. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
24

во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей.
Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.
Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток
нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в
них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники
(или квадраты), трапеции и треугольники.
В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по
определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие
размеры фигур, а в правой - наименьшие). Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних
рядах и колонках.
Инструкция. "Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В
некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в
определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.
А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу
под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в
таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи
ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? "
Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.
4. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и
классифицировать
Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.
Инструкция. "Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно
посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было
назвать одним словом».
Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.
Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за
выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2
балла.
5. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):
1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
25

4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением
чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением
какого-нибудь цветка.
Инструкция. "Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый
из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к
остальным."
Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым
заданием, дайте ему второе и последующие.
Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и
покажите, как нужно выполнять.
Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.
6. Методика для выявления уровня развития образных представлений
Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой
разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.
А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. "Если правильно сложить эти части, то получится красивый
рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее."
Оценка:
10 б – до 15 сек.
9 б – до 20 сек.
8 б – до 25
7 б – до 30
6 б – до 40
5 б – до 50
4 б – до 70
3 б – до 90
2 б – до 110
1 б – до 130
Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на
26

части.
Инструкция. "Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как
можно быстрее».
Оценка:
10 б – до 20 сек.
9 б – до 30 сек.
8 б – до 40
7 б – до 50
6 б – до 60
5 б – до 80
4 б – до 100
3 б – до 110
2 б – до 130
1 б – до 180
В) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника.
Инструкция. "Сложи рисунок как можно быстрее" (Название объекта не
дается).
Оценка:
10 б – до 35 сек.
9 б – до 45 сек.
8 б – до 55
7 б – до 65
6 б – до 80
5 б – до 100
4 б – до 120
3 б – до 140
2 б – до 160
1 б – до 180
Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.
7. Название цвета по показу
Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого,
голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.
Показывая ребенку карточку, спросите: "Какого цвета карточка? "
За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.
8. Исследование качества звукопроизношения
27

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за
вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:
А) свистящих: [с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое
Самолет - бусы - колос Заяц - коза - воз
Сито - гуси - лось Зима - газета - витязь
Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]
Цапля - яйцо - нож Чашка - бабочка - ключ
Жук - лыжи - нож Щетка - ящерица - нож
Шишка - кошка - мышь
В) небных: [к], [г], [х], [й]
Крот - шкаф - замок Халва - уха - мох
Гусь - угол - друг Йод - зайка - май
Г) Сонорных: [р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое
Рак - ведро - топор Лопатка - белка - стул
Река - гриб - фонарь Лейка - олень - соль
При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце
слова.
Оценка 10 баллов - за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного
звука снижает оценку на 1 балл.
9. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили).
Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте
каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой - цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).
Инструкция. "Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно
смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой
странице. На картинки смотреть нельзя." (Последнее слово интонационно
подчеркивается).
Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов.
Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.
10. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна Йерасека).
Образец графического диктанта
Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как
нужно проводить линии.
28

Инструкция. "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно
рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и
рисуй. Давай попробуем."
Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо,
одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка
вправо, одна клеточка вниз.
"Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою
диктовку, начиная вот от этой точки." (Ставится точка в начале строки).
Первое графическое изображение
Инструкция. "Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду
диктовать: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка
вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна
клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз."
Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Второй графический диктант
Инструкция. "Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно: одна клеточка
вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна
клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка
вниз, одна клеточка вправо."
Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.
Третий графический диктант
Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно: одна клеточка
вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо,
две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две
клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."
Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.
11. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного
повторения движения).
Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать
такой же. Вот здесь (указать где)."
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно
предлагается 10 бланков.
29

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.
12. Методика Керна - Йерасека
Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики
руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в
школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно
определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность
к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было
одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
А. Копирование фразы "Ей дан чай"
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай», написанную
письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует
предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в
верхней части листа (показать где) напиши так же."
10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза
больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более
чем на 30°.
8-9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу.
Их стройность не обязательна.
7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя
бы 4 буквы.
5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
3-2 балла - каракули.
Б. Срисовывание группы точек
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по
вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм. . . .
...
...
Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот
30

здесь" (показать где).
10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки.
Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или
колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно
не более чем вдвое.
8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу.
Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо
изображение кружков вместо точек.
6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая
его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу
(однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения
не учитывается.
4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных
точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
1-2 балла – отсутствие рисунка

Шкала оценивания результатов диагностики
108 б. – 120 б. – Высокий уровень
84 б. – 107 б. – Выше среднего уровня
60 б. – 83 б. – Средний уровень
меньше 60 б. – Низкий уровень

31

Вариант 2. Групповая форма проведения
Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое
задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.
№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.
Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10,
знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.
№ 3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10,
распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».
№ 4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать
цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,
№ 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.
Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.

32

Итоговая диагностика.
№1. Продолжи ряд.
/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________
12

21 _______________________________________________________________________

№2. Соедини линией.

5

2

8

4

№3.
Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.

Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.

№ 4. Составь узор.
- закрась кружок красным цветом;
- сверху нарисуй красный квадрат;
- справа от квадрата – желтый треугольник;
- под треугольником нарисуй зеленый круг;
- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.

33

№ 5. Выполни штриховку.

Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100% работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.

34

Источники
1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки РФ от 07.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
4.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. /Под редакцией Т.С.
Комаровой, О.А. Соломенниковой, - Ярославль: Академия развития, 2006
5.Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под редакцией Н.Ф. Виноградовой — М.: Вентана — Граф, 2009. - (Предшкольная пора).
6.Тюменева Ю. А. К проблеме оценки готовности детей к школе // Психология обучения. - 2008. - N 3.
7.Предшкольная подготовка и адаптация первоклассников сайт - http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml
8.Определение готовности ребенка к школе тесты сайт - http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01a.shtml

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».