3.2. Руководителем проекта может быть, как учитель-предметник школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего. 3.3. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта. 3.4. Тема и сроки защиты проекта должны быть утверждены на заседании педагогического (методического) совета школы. 3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. 4. Требования к содержанию и направленности проекта 4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. 4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект (макет, модель, иное конструкторское изделие); отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 5. Требования к этапам работы над проектом 5.1. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом: 1) поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта. 2) аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ анализ ресурсов. 3) практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию. 4) презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация). 5) контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. (см. Приложение 1) Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель, зам. директора по УВР 6. Требования к оформлению итогового индивидуального проекта 6.1. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: 1) работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14; 2) 12 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см., нижнее - 1,5 см; 3) левое – З см, правое - 2 см; 4) титульный лист считается первым, но не нумеруется; 5) каждая новая глава начинается с новой страницы; 6) точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится; 7) все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц; 8) все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами. 6.2. Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта. 6.3. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. ( Приложение №2) 6.4. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. (Приложение №3, №4, №5) 6.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 7. Требования к защите проекта 7.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в соответствии с требованиями к защите работы. 7.2. Для защиты создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 2-х и более 5 человек. 7.3. Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 16. Обучающийся раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 7.4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя. 7.5. Индивидуальный итоговый проект может быть представлен на ежегодной школьной научно-практической конференции, открытых научно-практических конференциях различного уровня. 7.6. Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) размещаются на сайте школы. 7.7. Комиссия ведет протокол процедуры защиты индивидуального проекта. Приложение №6. 8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта № 1 критерии оформление работы Оформление (титульный лист, оглавление, актуальность, литературы, содержание работы, выводы) Максимальная оценка обзор 3 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 Осмысление проблемы проекта и формулирование цели Новизна и полнота изученной литературы Ясность, логичность и последовательность изложения материала при написании работы Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных) Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки) Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче защита проекта Своевременность предоставления работы на защиту Формулировка и обоснование цели при защите проектной работы Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы Соблюдение регламента доклада Наличие и качество обоснованно необходимого макета, модели, иллюстративного материала Четкость обобщений и выводов, их соответствие поставленной цели Итого 7 10 5 20 10 10 5 5 5 5 10 5 100 Учащийся, набравший ниже 50 баллов за работу над индивидуальным проектом, или не выполнивший его, получает «незачет» и это приравнивается к получению неудовлетворительной отметки по любому учебному предмету. 50-65 баллов –средний уровень 66-85 баллов – выше среднего 86-100 баллов – высокий уровень 9. Права и ответственность сторон. Руководитель индивидуального проекта должен: 1) Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; 2) Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; 3) Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; 4) Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; 5) Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта в указанные сроки. Руководитель индивидуального проекта имеет право: 1) Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; 2) Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; 3) Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. 1) 2) 3) 4) 5) Обучающийся должен: Выбрать тему индивидуального образовательного проекта; Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту; Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта: Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защитить проект). Обучающийся имеет право: 1) На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта; 2) Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы. Приложение 1 Алгоритм работы над проектом (рекомендация) Этап/срок Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся. 1. Поисковый (сенябрь). а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. 2. Аналитический (октябрь). а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. 3. Работа над проектом (ноябрь) а) Сбор и уточнение Поэтапно выполняют задачи информации (основные проекта. инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. в) Выбор оптимального варианта хода проекта. г) Поэтапное выполнение исследовательских задач. 4. Анализ, коррекция, оценка результата (декабрь). а) Анализ информации. б) Формулирование выводов. 5. Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта (январь). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. а) Подготовка отчета о ходе Представляют проект, выполнения проекта с объ- участвуют в его коллективном яснением полученных анализе и оценке. результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Приложение 2 Отзыв на индивидуальный проект «_____________________________________» (указать тему) Ф.И.0._____________________ ученика ____ класса Текст отзыва Дата Руководитель (подпись) Приложение 3 Образец титульного листа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ №71» Индивидуальный проект «_________________» (указать тему) по _______________ (указать предмет/предметы/область изучения) ученика (цы) _____класса _____________________________ Ф.И.О. (полностью) Руководитель проекта: учитель, предмет Ф.И.О. (полностью) г. Лесной 2019 Приложение 4 Оформление списка литературы к проектной работе Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например: 1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990. 2. ... 3. ... 4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.:Наука,1991. 5. ...... 6. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии», 1991, № 1. 7. ... 8. ... 9. Полторацкий Н. (Философия истории России Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967. Оформление сносок к проектной работе Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: 1) постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками); 2) с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница). Приложение 5 ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Титульный лист. 2. Краткая аннотация проекта (введение) 3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для ученика, образовательного учреждения; степень адекватности проекта современным целям, задачам). 4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели). 5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.). 6. Ресурсы. 7. Партнеры. 8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект). 9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием). 10. Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект (результаты- продукты, возможные последействия реализации проекта). 11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта). 12. Список литературы и источников. Приложение 6 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №71» ПРОТОКОЛ защиты индивидуальных проектов по общеобразовательной программе основного общего образования в соответствии с ФГОС обучающимися 9-х классов Дата: ____________________________ Ф.И.О. председателя комиссии: ____________________________________________________ Ф.И.О. членов комиссии: ____________________________________________________ ____________________________________________________ На защиту явились допущенные к нему ______________ человек. Не явились __________ человек. ФИО обуча ющего ся к л ас с Тема проек та Рук ово дит ель про ект а Критерии оценивания индивидуального проекта итого № 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 Зачет/не зачет Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________ 6 1 2 3 … Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Председатель комиссии: ____________________/________________________ Члены комиссии: ____________________/________________________ (подпись) (подпись) (расшифровка) (расшифровка)